Чистота ума и сердца по учению старца Иосифа Исихаста

Фото: www.logoslovo.ru

Чистота ума и сердца по учению старца Иосифа Исихаста

Проф. Георгий Мандзаридис




Православное богословие говорит о загрязнении или омрачении человека, сотворенного «по образу Божию». Такое омрачение, вызванное непослушанием воле Божией и лишением света Божественной жизни1, стало причиной нечистоты. Человек потерял естественность, а вместе с ней и чистоту, отдалился от Бога — источника жизни, как, впрочем, и от самого себя. Ум его омрачился и устремился в направлении, противоположном его настоящему призванию.

Чистота - естественное свойство не только Бога, но и человека. Человек как творение Божие по природе своей чист. Нечистота для него — состояние, привнесенное извне и противоестественное: «ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фес. 4. 7). Чистота, отмечает старец Иосиф Исихаст, есть «древнее облачение» ума2. Нечистота же есть осквернение души и ее болезнь. Это дело плоти, проявляющей себя в плотских грехах, ненависти, распрях и идолослужении. Таким образом, нечистота противостоит святости и мешает исполнить изначальную цель создания человека, а следовательно, и его призвание, заключающееся в том, чтобы уподобляться Богу и стать святым, как и Он свят3. Чистота же, напротив того, является условием и предпосылкой святости и уподобления человека Богу.

Необходимость очищения и одновременно неспособность человека на деле достигнуть этого самому, без очищающего вмешательства Бога, наилучшим образом выражена в пятидесятом Псалме: «Окропиши мя иссопом и очищуся, омыеши мя и паче снега убелюся... Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (см.: Пс. 50. 9—12). И пророк Иезекииль, говоря об эсхатологическом очищении
40 «Хотя мы многократно убеждались в его прозорливости, которую мы наблюдали по отношению и лично к нам, и к другим, находящимся далеко, он не придавал ей такого значения, как рассуждению, о котором он говорил с восхищением. Он называл его превосходным средством борьбы в невидимой брани, особенно для нас, монахов. «Соль, дети мои, соль нужна», — говорил он нам, имея в виду рассуждение»
Бог возьмет у него каменное сердце и даст ему «сердце новое и дух нов» (Иез. 36. 25—26).

Чистота человека зависит главным образом от чистоты сердца его. С другой стороны, согласно Священному Писанию, сердце человека есть его внутренний человек. Сам Христос ублажает тех, кто обладает чистым сердцем, потому что они Бога узрят (см.: Мф. 5.8). Он превозносит внутреннюю чистоту человека, становящуюся порогом боговидения, и обличает книжников и фарисеев, ограничивающихся чистотой внешней4. Старец Иосиф убеждает: «Очищай внутреннее чаши, как учит нас Господь, чтобы стало и внешнее чистым. Ибо все, посредством тела совершаемое, есть листья, которые украшают внешнего человека»5.

Очищение является и существенным делом созидания ради принятия Божественного просвещения. Очищающий себя от страстей человек возвращается к состоянию, когда ничто не устроено, и вновь предоставляет себя Богу для созидания. С другой стороны, и все добродетели служат той же цели. Они не рождают обновляющей благодати Божией, но насаждают смирение, которое привлекает благодать Божию. И только тогда они являются истинными добродетелями, когда служат этой цели.

Упражнение в добродетели, замечает старец Иосиф, выражает благое произволение человека. Это долг по отношению к Богу, а не средство для приобретения чего-либо. «Мы болезненно трудимся, являя перед Богом наше доброе и благое произволение, поскольку должны и обязаны посвящать ему всю нашу силу, получение же зависит от благого Промысла Подателя нашего Бога»6.

«Как хороший земледелец, обрабатывая землю, засевает семена и ожидает милости от Господа, то есть благоприятствующей погоды и необходимых дождей, без которых ничто не принесло бы ему пользы, так и мы. Если Бог не пошлет свыше очищающих вод Божественной Своей Благодати, то останемся мы бесплодными и нагими, и все наши труды станут пищей демонов, а добродетели, над которыми мы хорошо потрудились, обратятся в пороки»7.

Это замечание старца Иосифа, что наши добродетели, «над которыми мы хорошо потрудились, превратятся в пороки», по сути, повторяет меткую, но также и «опасную» и даже (для некоторых нынешних православных) «протестантствую-щую» фразу свт. Григория Паламы: «Всякий род добродетели при действии в нас Бога нам вменяется, если же не действует в нас Бог, грех есть все у нас бываемое»8. Иными словами, единственное, что может совершить человек без благодати Божией, — это грех. «Не полагай никогда в своем уме, что ты сделал нечто доброе без Бога, — говорит старец Иосиф, — потому что как только ты так подумаешь, тотчас благодать отступит и ты это потеряешь, чтобы познал ты свое немощное состояние и понял, что означают слова "познай самого себя"». Старец Иосиф пишет, что смирение «есть истина, знание, что ты ничто». И истина эта освобождает человека от греха10. Эти простые слова старца Иосифа о смирении и необходимости для человека осознать свое происхождение из ничего напоминают соответствующие слова старца Софрония".

Поскольку мы осквернили свой ум, и сердце, и тело свое словами, делами и помышлениями, пишет старец Иосиф, то не имеем теперь дерзновения. Нет у нас брачной одежды. Поэтому мы должны очиститься исповедью, слезами, душевным трудом и, прежде всего, молитвой, которая очищает человека и делает его совершенным12.
Особое значение старец Иосиф, как, впрочем, и все святые отцы, придавал телесной непорочности. Поэтому, пишет он, более чем с какой-либо иной страстью, воюй с плотью. И после сверхчеловеческих подвигов прими, как дар, чистоту, чтобы душа не отличала жены от мужа. Без тени желания показать себя, но с единственной целью укрепить своих подвизающихся духовных чад, он замечает: «Во мне нисколько не движется страсть. По дару Господа получил я дар чистоты восприятия»13.

Как на образец телесной чистоты указывал он на лик Пресвятой Девы. «Я не могу вам описать, - говорил он своим ученикам, — как любит Пресвятая наша целомудрие и чистоту. Поскольку Она есть единственная чистая Дева, Ей и всех нас хочется видеть такими же». И еще говорил он: «Нет другой более благоугодной Богу жертвы, чем непорочность тела, которая приобретена кровью и страшной схваткой»14.

Из святоотеческого предания мы знаем о разделении благодати Божией на три рода. В соответствии с делом, которое она выполняет, благодать делится на очищающую, просвещающую и совершенствующую. Очищающая очищает человека от страстей, просвещающая — просвещает ум и приводит к умозрению всего сущего и Бога Слова, а совершенствующая — это та, что совершает единение с Богом. Следуя этому преданию, старец Иосиф различает три состояния, или стадии, духовного совершенства. На стадии очищения верный ощущает, как благодать Божия подвигает его к покаянию. На стадии просвещения он приходит к умозрению Бога, но не в виде света и картин воображения, но в виде просвещения ума, чистоты помыслов и глубины смыслов. Чтобы достигнуть всего этого, нужны занятия молитвой в полном безмолвии с истинным наставником. Наконец, третья стадия — совершенствование, которое направляет человека к совершенству в Божественном, называется также «сверхъестественностью» и «бесстрастием»15.
Эти стадии не надо рассматривать как совершенно обособленные друг от друга. Выражаясь по-другому, благодать Божия не проявляет себя ни единообразно, ни с одинаковой силой или одинаковой продолжительностью в каждом из людей. Проявившись, она умаляется, чтобы дать верующему благоприятную возможность подвизаться своими собственными силами и показать себя верным распорядителем ее.

Из простых и испытанных на практике слов старца Иосифа становится ясным, что очищение души переживается не только как нравственное, но и как онтологическое событие, притом с эсхатологической устремленностью. Последнее время в православном богословии явно прослеживается мысль о том, что не только конец истории, но и каждое мгновение ее определяется очищением души человека именно в данный момент. «По мере очищения души... человек предварительно испытывает будущее вечное видение Бога и наслаждается этим видением»16. В другом месте, объясняя слова Господа «Блажении чисти сердцем, яко тии Бога узрят», Иосиф отмечает: «Он не говорит: блаженны видящие зрительные образы, видения и откровения. Поэтому не следует особенно радоваться всему такому, даже если это от Бога. Радоваться нужно, когда видишь, что ум обрел сердце и остался внутри его»17.

Особенно тонкой в духовной жизни является, как известно, деятельность воображения, находящегося на границе между умом и чувствами18. Критический характер этой деятельности заключается в ее самостоятельности, которая связана с падением и внутренней раздробленностью и испорченностью человека. Верный должен знать, что диавол имеет очень много общего с воображением и использует его как мост для вторжения в душу человека19. Старец Иосиф обращает особенное внимание на то, чтобы во время молитвы не принимать никаких образов, потому что «Божество безвидно, безобразно, бесцветно»20. Еще он указывает на опасность, которой подвергается человек, воображающий грехи, которые он совершил когда-то в своей жизни. «Хотя и прощается человеку этот грех, — отмечает старец, - однако остаются в нем память воображаемого прегрешения и ее последствия»21.

Однако человек может употребить воображение и с полезной для себя целью или для того, чтобы бороться с неподобающими зрительными образами. Великая чистота старца и достигнутое им состояние бесстрастия давали ему возможность довольно спокойно пользоваться положительной стороной воображения, а также рекомендовать это своим ученикам в пределах духовного руководства. Он советует своим духовным чадам не пренебрегать способностью воображения в своем духовном восхождении: «Дайте своему уму свободу представлять небесные предметы, и вот вам уже открывается дверь Рая. По сторонам предстоят ангелы...»22 Однако во время занятия умной молитвой должно быть отложено всякое воображение. В своем письме к одной монахине он пишет: «Старайся не принимать образов. Внимай только словам молитвы и тогда получишь великую пользу»23. Разумеется, на первой стадии духовной жизни исполнить это чрезвычайно трудно.

Особое значение в деле очищения сердца имеют скорби, искушения и слезы. Малая скорбь очищает душу от многолетней болезни, а искушения суть лекарства и лечебные травы, исцеляющие наши явные страсти и невидимые недуги. Поэтому старец постоянно советует иметь терпение в скорбях и искушениях, но, с другой стороны, чем более привыкает человек терпеть горести, тем более они умаляются и переносятся уже без труда24. Бурные слезы свидетельствуют о двух основах духовной жизни верного: любви и покаянии. Где нет любви, там нет и слез25. Верный плачет, потому что любит Бога, Которого он огорчает грехом. Но одновременно и кается, потому что хочет быть достойным любви, стремясь исполнить заповеди Его. В аскетических писаниях о слезах говорится довольно много26.

Старец Иосиф называет слезы благоухающим миром, которое удаляет скверну и очищает душу человека27. Это «основное оружие против демонов и баня, очищающая от грехов». Когда нет слез, тогда есть забвение Бога, от коего рождается гордость и ожесточает сердце человека28. Но и слезы человек не может пролить сам. Он обнаруживает свое произволение, а очистительные слезы приходят как дар от Бога29. Опыт благодати, приоткрывающий тайну разлучения человека с Богом, выражается в слезах покаяния и любви к Богу.
Чистоту сердца нельзя приобрести в одночасье, она достигается долгими и многотрудными подвигами. Чтобы было достигнуто очищение сердца, ему должно предшествовать очищение ума. Ум, как отмечает старец Иосиф, есть попечитель души, доставляющий ей пищу. «Сначала он очищается сам от тех предрассудков, которые обладали им в миру. Когда он постоянно творит молитву, мирские заботы выпадают в осадок, и мечтания совершенно прекращаются. Тогда понимаешь, что очистился. Потому что ум уже не уклоняется к тому лукавому и нечистому, что увидел или услышал в миру. Затем, посредством молитвы, которая входит и выходит из сердца, он очищает путь и удаляет из глубины сердечной все постыдное, лукавое и нечистое»30. Пока ум не очищен, он не может видеть нечистоту и демонов, гнездящихся в сердце. Когда же он приобретет чистоту, тогда видит нечистоту и нечистых духов, оскверняющих душу, и сражается с ними. После этого он, как заботливый попечитель, приносит и пишу, необходимую для здравия и просвещения души31.
В святоотеческом предании говорится, что очищение ума относительно легко, но не может быть сохранено на долгое время. Напротив, чистоты сердца достичь трудно, но она в состоянии устойчиво удерживаться. Итак, если сердце, являющееся корнем всех чувств, будет очищено, то очищаются и все чувства. Но пока сердце остается неочищенным, продолжает существовать опасность впасть в прелесть. Так и умная молитва, «которая восходит к умозрению без заключения ума в сердце, - замечает старец Иосиф, — не есть прелесть, но легко может в нее перейти»32.

Демоны, как отмечает старец, суть духи и родственны нашему духу, нашему уму. Итак, когда лукавый дух «воровским образом» замутняетум, атот, пообыкнове-нию, переносит это в сердце, то, когда сердце не очищено, душа омрачается и очерняется. «И вместо умозрения она непрестанно принимает воображаемые образы. Так произошли все заблуждения и ереси»33.

Разлучение ума с сердцем является последствием греха. Поэтому христианин призван возвратить ум в его естественное состояние, и это — первоочередная задача исихаста. Безмолвствующий, пишет старец Иосиф, «старается сосредоточить ум в сердце, как учат отцы, наставники умного делания, и при вдохе и выдохе поучаться молитве: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!"» И как дыхание сообщает жизнь плоти, так и ум, занятый молитвой, воскрешает мертвую душу34. Чистота ума и сердца, восстанавливающая единство раздробленного грехом человека, дает верному приобщиться радости воскресения и получить уже здесь залог видения Бога «лицом к Лицу».

Проф. Георгий Мандзаридис

http://www.isihazm.ru/?id=384&iid=2776

 
 
По теме
А ты ходишь на Святую Литургию? - Женский монастырь Дивеево Однажды к старцу Паисию пришел человек, у которого было множество проблем, и сказал ему: – Отче, у меня то-то и то-то, скажите, что мне делать?
07.12.2017
 
Именно жажда удовольствия и отвращение от страданий являются источником всей злобы и вражды - Женский монастырь Дивеево Преподобный Максим Исповедник Именно жажда удовольствия и отвращение от страданий являются источником всей злобы и вражды, пребывающих в человеческом мире с момента грехопадения.
17.11.2018
Митрополит Георгий провел совещание по вопросу установки в Нижнем Новгороде памятников - Нижегородская епархия Текст Андрея Рукавишникова 16 ноября в архиерейской резиденции в Вознесенском Печерском мужском монастыре Нижнего Новгорода митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий провел совещание по вопросу установки в Нижнем
16.11.2018
Митрополит Георгий совершил молебен в нижегородском храме в честь Воскресения Христова - Нижегородская епархия Текст Андрея Рукавишникова 16 ноября митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил молебен в храме в честь Воскресения Христова, расположенном в Нижегородском благочинии Нижнего Новгорода.
16.11.2018
 
На Бору прошел конкурс чтецов «Святые заступники земли Русской» - Нижегородская епархия Текст Борского благочиния 14 ноября на Бору в культурном центре «Теплоход» прошел конкурс чтецов «Святые заступники земли Русской» для школьников, изучающих предмет «Основы православной культуры».
16.11.2018
Нижний Новгород. 16 ноября. НТА-Приволжье — День памяти мученика Акепсима, епископа (IV век).
16.11.2018
DSC_0742 - Крестовоздвиженский женский монастырь 12 ноября 2018 года обитель  Крестовоздвиженского женского монастыря села Быдреевка Семеновского района  отметила  70-летие Игумении Иулиании.
16.11.2018
 
В Нижегородской епархии прошел первый молодежный съезд «Церковь и молодежь: выбор молодежи и будущее православия» - Нижегородская епархия Текст Дарьи Петровой 15 ноября в актовом зале Нижегородской академии МВД России состоялся первый епархиальный молодежный съезд «Церковь и молодежь: выбор молодежи и будущее православия».
15.11.2018
IMG_9581 - Нижегородская академия МВД На базе Нижегородской академии МВД России состоялся первый Епархиальный молодежный съезд: «Церковь и молодежь: выбор молодежи и будущее православия».
15.11.2018
Епископ Августин совершил Божественную литургию в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери села Светлое - Нижегородская епархия Текст Светланы Яшиной 14 ноября, в день памяти бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их преподобной Феодотии,
15.11.2018
 
Двухлетняя девочка умерла в нижегородском Доме ребенка предположительно от вирусной инфекции, - СК - НИА Нижний Новгород Фото: НИА Нижний Новгород Следователи возбудили уголовное дело по факту смерти двухлетней девочки, которая скончалась в "Выксунском доме Матери и ребенка" 12 октября.
16.11.2018 НИА Нижний Новгород
Злоумышленника задержал экипаж вневедомственной охраны Росгвардии Софья Штин / АиФ Сотрудники вневедомственной охраны управления Росгвардии по Нижегородской области задержали 31-летнего мужчину за нападение на бриг
16.11.2018 АиФ Н.Новгород
Митрополит Георгий провел совещание по вопросу установки в Нижнем Новгороде памятников - Нижегородская епархия Текст Андрея Рукавишникова 16 ноября в архиерейской резиденции в Вознесенском Печерском мужском монастыре Нижнего Новгорода митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий провел совещание по вопросу установки в Нижнем
16.11.2018 Нижегородская епархия
Именно жажда удовольствия и отвращение от страданий являются источником всей злобы и вражды - Женский монастырь Дивеево Преподобный Максим Исповедник Именно жажда удовольствия и отвращение от страданий являются источником всей злобы и вражды, пребывающих в человеческом мире с момента грехопадения.
17.11.2018 Женский монастырь Дивеево
DSC_0742 - Крестовоздвиженский женский монастырь 12 ноября 2018 года обитель  Крестовоздвиженского женского монастыря села Быдреевка Семеновского района  отметила  70-летие Игумении Иулиании.
16.11.2018 Крестовоздвиженский женский монастырь
В православный праздник Казанской иконы Божией Матери на новом кладбище Большого Мурашкина прошло освящение часовни, которая была построена жителями посёлка и названа в честь разрушенного храма, находившегося на старом кладбище,
08.11.2018 Газета Знамя
О вопросах долгостроев - Вачская газета Четырнадцатого ноября губернатор Нижегородской области Глеб Никитин провел рабочую встречу с министром строительства и ЖКХ РФ Владимиром Якушевым,
16.11.2018 Вачская газета
Фотосессия в рамке как в популярном приложении у участников Ночи искусств пользовалась успехом - Газета Знамя 4 ноября во всех регионах нашей страны прошла Всероссийская культурно-образовательная акция «Ночь искусств» под девизом «Искусство объединяет».
16.11.2018 Газета Знамя
4 ноября в рамках Всероссийской культурно-образовательной акции «Ночь искусств» рождественский СДК гостеприимно открыл свои двери и пригласил сельчан провести вечер в атмосфере творческого вдохновения,
16.11.2018 Газета Знамя
Павлу ГАВРИЛОВУ — 45! - ХК Старт Хоккейный клуб «Старт» поздравляет с днем рождения своего бывшего игрока Павла ГАВРИЛОВА!
17.11.2018 ХК Старт
"Точка отсчета. Автомобилестроение" - Воскресенский район 13 ноября в Государственном бюджетном учреждении дополнительного образования "Центре развития творчества детей и юношества Нижегородской области" прошел областной командный турнир "Точка отсчета.
17.11.2018 Воскресенский район
  Руководитель отделения рукопашного боя ДЮСШ «Салют», тренер высшей категории Игорь Куфтин рассказал о том, что у рукопашников постепенно происходит, и в основном уже произошла, смена поколений.
15.11.2018 Дзержинское время
  В Сочи прошли соревнования по пауэрлифтингу на Кубок России среди спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА).
16.11.2018 Дзержинское время
11 ноября в столице Республики Чувашия проходил республиканский турнир памяти лётчика-космонавта А.Г.
16.11.2018 Газета Знамя
Общественное обсуждение проекта документа стратегического планирования - Воскресенский район Источник: отдел экономики, прогнозирования и ресурсов администрации Воскресенского муниципального района Нижегородской области В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планир
16.11.2018 Воскресенский район
Плановое отключение электроэнергии 16 ноября 2018 года с 08-00 до 17-00 часов - Воскресенский район Автор: В.Е. Пайков Заместитель главы администрации района  Администрация Воскресенского района предупреждает о плановых ремонтах, проводимых на линиях электропередач Воскресенским РЭС.
16.11.2018 Воскресенский район
Фото: Нижегородский водоканал «Нижегородский водоканал» заключил соглашение с многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ для бизнеса) о приеме документов.
16.11.2018 NewsNN.Ru
Нижний Новгород. 16 ноября. НТА-Приволжье – "Нижегородский водоканал" завершил проект по подключению жителей деревни Бешенцево к централизованному водоснабжению.
16.11.2018 НТА-Приволжье