8 сентября. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Мучеников Адриана и Наталии. Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление».

Икона Богородицы Владимирская
Мученики Адриан и Наталия
Священномученик Виктор Элланский, пресвитер
Картинка №16058
Блаженная Мария Дивеевская
Картинка №48796
8 сентября. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Мучеников Адриана и Наталии. Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление».
Фото: www.diveevo.ru

26 августа по старому стилю / 8 сентября по новому стилю
воскресенье
Неделя 11-я по Пятидесятнице. Глас 2-й.
Поста нет.

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году). Мчч. Адриана и Наталии (305–311). Блж. Марии Дивеевской (1931).
Прмч. Адриана Ондру́совского (1550). Собор святых Среднеазиатского митрополичьего округа*. Собор святых Орловской митрополии. Собор святых Нижегородской митрополии** (переходящее празднование в 1-е воскресенье после*** 26 августа).
Сщмч. Петра Иевлева пресвитера (1918); св. Георгия Коссова исп., пресвитера (1928); сщмч. Виктора Элланского пресвитера, мчч. Димитрия Морозова, Петра Бордана и св. Романа Медведя исп., пресвитера (1937). Обре́тение мощей свт. Николая исп., митр. Алма-Атинского (2000).
Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление» (1524).


Утр. – Ев. 11-е, Ин., 67 зач., XXI, 15–25. Лит. – 1 Кор., 141 зач., IX, 2–12. Мф., 77 зач., XVIII, 23–35. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

* Поименный список Собора святых Среднеазиатского митрополичьего округа утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 16 мая 2023 года.

** Празднование Собора святых Нижегородской митрополии в день Собора Нижегородских святых (в 1-е воскресенье после 26 августа) внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла от 6 октября 2020 года.

*** Празднование совершается 26 августа (при совпадении этого числа с воскресным днем).

Тропарь воскресный, глас 2:
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́;/ егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся Си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Кондак воскресный, глас 2:
Воскре́сл еси́ от гро́ба, Всеси́льне Спа́се,/ и ад, ви́дев чу́до, ужасе́ся,/ и ме́ртвии воста́ша;/ тварь же ви́дящи сра́дуется Тебе́,/ и Aда́м свесели́тся,// и мир, Спа́се мой, воспева́ет Тя при́сно.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирская, глас 4:
Днесь све́тло красу́ется сла́внейший град Москва́,/ я́ко зарю́ со́лнечную, восприе́мши, Влады́чице,/ чудотво́рную Твою́ ико́ну,/ к не́йже ны́не мы притека́юще и моля́щеся Тебе́, взыва́ем си́це:/ о пречу́дная Влады́чице Богоро́дице!/ Моли́ся из Тебе́ воплоще́нному Христу́ Бо́гу на́шему,/ да изба́вит град сей и вся гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих// и спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирская, глас 8:
Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых/ прише́ствием Твоего́ честна́го о́браза, Влады́чице Богоро́дице,/ све́тло сотворя́ем пра́зднество сре́тения Твоего́/ и обы́чно зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Тропарь мучеников Адриана и Наталии, глас 4:
Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего,/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак мучеников Адриана и Наталии, глас 4:
Му́ченик возсия́ боже́ственная па́мять/ и земны́я озари́ вся концы́ све́тло, с весе́лием зову́щих:// Ты еси́ му́чеников, Христе́, ра́дование.

Ин кондак мучеников Адриана и Наталии, глас 4:
Жены́ богому́дрыя Боже́ственная словеса́ в се́рдце положи́в,/ Адриа́не, му́чениче Христо́в, к муче́нием усе́рдно устреми́лся еси́,// с супру́гою вене́ц прие́мь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(1 Кор. 9, 2-12; Мф. 18, 23-35).   Притчу о двух должниках Господь заключил такими словами: "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его". Кажется, такая малость требуется: прости и будешь прощен; а когда прощен, то и в милость принят; а когда в милость принят, то стал участником во всех сокровищах милости. Стало быть, тут и спасение, и рай, и вечное блаженство. И такое великое приобретение за такую малость, что простим!. . Да, малость, но для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, как прощать. Ненамеренную какую-нибудь неприятность, тайно причиненную нам, так чтоб никто не видал, мы еще, пожалуй, простим; но чуть что почувствительней да при людях, хоть не проси: нет прощения. Бывают обстоятельства, что хочешь - не хочешь, а высказать неудовольствия нельзя, - и молчишь: но язык-то молчит, а сердце говорит и строит злые планы. Повыссься неприятность еще на одну линию, - и удержа нет: ни стыд, ни страх, ни потери, ничто не удержит. Вскипевшая самость делает человека словно помешанным и поддавшийся ей начинает городить глупости. Такому несчастью больше всего бывает подвержены люди не какие-нибудь, а чем кто цивилизованней, тем чувствительней к оскорблениям, тем меньше прощает. Снаружи отношения иногда все еще остаются гладкими, но внутри решительный разлад. А между тем, Господь требует, чтобы прощали от всего сердца.

Икона Богородицы Владимирская

Не единожды чудесным образом Владимирская икона Божией Матери сохраняла русское войско от неминуемых поражений. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на русскую землю и приближался к Москве. Численность его войск в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью. Тогда Великий князь московский Василий Дмитриевич послал во Владимир за чудотворной иконой. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы, люди стояли по сторонам дороги на коленях с молитвою “Матерь Божия, спаси землю русскую”. В Москве икону встретили 26 августа: “весь град изыде противну иконы на сретение ее”… В час встречи иконы Тамерлан спал в шатре. Легенда говорит о том, что в этот момент он увидел во сне высокую гору, с которой к нему спустились святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в сиянии ярких лучей стояла “лучезарная Жена”. Бесчисленные тьмы ангелов с мечами окружали ее. Утром Тамерлан созвал мудрецов. “Не сладить тебе с ними, Тамерлан, это Божья матерь, заступница русских”, – сказали гадальщики непобедимому хану. “И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы”…

Благодарные за свое освобождение русские построили Сретенский монастырь на месте встречи иконы. После 235 лет пребывания во Владимире икона Божьей Матери Владимирская перешла в Москву и была установлена в построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы соборе.И века не прошло, как в 1480 году хан Золотой Орды Ахмет двинулся на Москву. Он дошел уже до реки Угра. Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу реки. Летописцы пишут, что неожиданно и без всяких оснований на татар напал животный, необъяснимой природы страх. Он парализовал и физическую силу, и волю татар. Хан Ахмет оказался не в силах совладать с деморализованным войском и вынужден был отступить… В память об этом событии до 1917 года в Москве ежегодно 23 июня совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь.

Перед этой иконой молились русские князья и цари, выступая в походы. При избрании московских митрополитов, а Сретенский мужской монастырь впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед ней приносили присягу на верность своим государям знатнейшие люди Москвы.

В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля. Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение “светозарной Жены, осенявшей храм”… Вскоре пожар утих. Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор.

С тех пор святая Владимирская икона Божией Матери всегда находилась в кремлевском Успенском соборе. ПереУспенский собор д ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители. В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она не была утрачена как многие православные святыни в годы гонений на Церковь.

В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России – икона Владимирской Божьей Матери – была передана в храм Святителя Николая при Третьяковской галерее. Там она хранится и поныне под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают особый режим температуры и влажности…

…С плачем молилась простая монахиня рядом со святыми отцами. Потом, словно опомнившись, кинулась к людям, рассказывая о том, что увидела и услышала в эту ночь. Слух разлетелся по Кремлю и посаду, люди бежали в собор, чтобы долгие часы провести в горячем молитвенном стоянии перед Владимирской иконой Божией Матери…

То, что произошло потом, летописцами описывается сухо и скупо, потому что нет объяснений происшедшему, нет версий и “земных” предположений. Превосходящие многократно по силе и числу сборные татарские войска отступили. Летописцы рассказывают, что утром 21 мая (3 июня) 1521 года татары увидели на другой стороне Оки “несметные войска русские” и с ужасом сообщили об этом хану. Хан не поверил и послал самых верных людей в разведку удостовериться. Посланные действительно увидели множество войска и сказали: “Царь, что же ты медлишь? Побежим скорее, на нас идет безмерное множество войска от Москвы”. Жестокий, могущественный Махмет-Гирей отступил. Потрясенные москвичи славили Богородицу и служили благодарственные молебны перед ее чудотворной Владимирской иконой.

Три раза в году совершается празднество в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в благодарность за троекратное избавление Ее помощью нашего отечества от врагов: 3 июня нов. ст./21 мая ст.ст., 6 июля нов. ст./23 июня ст. ст., 8 сентября нов. ст./26 августа ст. ст. Но чудес, связанных с этой иконой и достойных празднования, много больше.

Мученики Адриан и Наталия

Мученики Адриан и Наталия   вступили в брак молодыми, всего за один год до страданий. Они жили в Никомидии Вифинской при императоре Максимиане (305–311). Начав гонение, он обещал награды тем, кто будет указывать христиан и приводить их на суд. Начались доносы, и по одному из них были взяты 23 христианина, скрывавшихся в пещере близ Никомидии. Их мучили, принуждали поклониться идолам, а потом привели в судебную палату, чтобы записать их имена и ответы. Начальник судебной палаты Адриан, наблюдая, с каким мужеством переносят люди страдания за веру, как твердо и неустрашимо исповедуют Христа, спросил: «Какой награды ожидаете вы от своего Бога за мучения?» Мученики отвечали: «Такой награды, какой мы не можем описать, а ум твой не может постигнуть». Воодушевившись, святой Адриан сказал писцам: «Запишите и меня, так как и я христианин и с радостью умру за Христа Бога». Писцы донесли об этом императору, который призвал святого Адриана и спросил: «Неужели и ты обезумел и хочешь погибнуть? Пойди, вычеркни свое имя из списков и принеси жертву богам, прося у них прощения». Святой Адриан отвечал: «Я не обезумел, а обратился к здравому разуму». Тогда Максимиан приказал посадить Адриана в темницу. Его жена, святая Наталия, узнав, что муж страдает за Христа, обрадовалась, потому что сама была тайной христианкой. Она поспешила в темницу и укрепляла мужа, говоря: «Блажен ты, господин мой, что уверовал во Христа, ты приобрел великое сокровище. Не жалей ничего земного, ни красоты, ни молодости (Адриану тогда было всего 28 лет), ни богатства. Все земное – прах и тлен. Богу же угодны только вера и добрые дела». За порукой других мучеников святого Адриана отпустили из темницы сообщить супруге о дне казни. Святая Наталия подумала, что он отрекся от Христа и его отпустили на свободу, и не хотела впускать его домой. Святой убедил жену, что он не бежал от мучений, а пришел известить ее о дне своей кончины.



Святого Адриана жестоко мучили. Император советовал святому пожалеть себя и призвать богов, но мученик отвечал: «Пусть твои боги скажут, какое благодеяние они мне обещают, и тогда я поклонюсь им, а если они не могут говорить, то зачем я буду им кланяться?» Святая Наталия не переставала укреплять мужа. Она просила его принести за нее первую молитву Богу, чтобы ее не принудили выйти замуж за язычника после его смерти. Мучитель приказал отбить святым руки и ноги на наковальне. Святая Наталия, опасаясь, чтобы муж, видя страдания других мучеников, не поколебался, просила мучителей начать казнь с него и сама помогала класть его руки и ноги на наковальню. Тела мучеников хотели сжечь, но поднялась сильная гроза, и печь погасла. Многие палачи были убиты молнией. Святая Наталия взяла себе руку своего супруга и хранила в доме. Вскоре тысяченачальник армии просил у императора разрешения жениться на святой Наталии, которая была молода и богата. Но она скрылась в Византию. Здесь ей явился во сне святой Адриан и сказал, что она будет скоро упокоена Господом. Бескровная мученица, изнуренная предшествовавшими страданиями, действительно, вскоре преставилась к Богу.

Преподобный Адриан Ондрусовский (в миру дворянин Андрей Завалишин) , владелец богатого имения (Андреевщины) в 9 верстах от монастыря преподобного Александра Свирского († 30 августа 1533). Во время охоты на оленя в 1493 году он случайно встретил преподобного Александра Свирского и после этого часто приходил к нему слушать наставления. Впоследствии он доставлял хлеб его сподвижникам. Оставив имение, он постригся в Валаамской обители с именем Адриан. Через несколько лет, по благословению преподобного Александра Свирского, преподобный Адриан поселился в уединенном месте на полуострове Ладожского озера. Там был построен храм в честь святителя Николая Чудотворца. Напротив поселения иноков в дремучем лесу острова Сала (дебрь) укрывалась шайка разбойников под предводительством Ондруса. Встретившись с преподобным, атаман потребовал, чтобы иноки покинули свое место. Преподобный Адриан, не имея у себя денег, чтобы предложить выкуп за место, обещал атаману ходатайствовать за него пред Богом. Разбойник смеялся над преподобным, но тот так долго и смиренно умолял его, что атаман смягчился и сказал: «Живите».

Этот атаман вскоре попал в плен к другой шайке, прятавшейся неподалеку на каменистом Сторожевском мысу. Несчастный знал, что после страшных истязаний его ожидает смерть, и горько раскаивался в прежней жизни. Вдруг он увидел перед собой преподобного Адриана, который сказал: «По милосердию Господа, для Которого просили у тебя пощады пустынному братству, ты свободен» – и исчез. Атаман увидел себя без оков на берегу и никого вокруг. Пораженный, он поспешил в обитель преподобного Адриана и нашел всех подвижников на псалмопении. Оказалось, что преподобный не выходил из обители. Разбойник пал к ногам настоятеля и просил принять его в братию. Оставленный в обители, он окончил жизнь в покаянии. Также раскаялся и разбойник другой шайки. По молитвам преподобного Адриана он принял постриг с именем Киприан. А впоследствии основал на месте притока обитель и прославился чудесами.

Обитель преподобного Адриана получала вклады царя Иоанна Грозного (1533–1584). В августе 1549 года преподобный Адриан был восприемником дочери царя Иоанна Грозного Анны. Когда старец возвращался из Москвы в обитель, близ селения Обжи его убили разбойники, надеясь найти деньги. Братия долго ждала настоятеля, и вот спустя 2 года он явился ночью в видении нескольким старцам и рассказал о своей кончине. На другой день, 17 мая, братия обрела его нетленное тело в болоте и предала погребению у стены церкви в честь святителя Николая. Память преподобного, воспринявшего мученический венец, стала праздноваться в день обретения и перенесения святых мощей 17 мая и в день преставления и тезоименитства с мучеником Адрианом.

Блаженная Мария Дивеевская

Мария Захаровна Федина, Дивеевская (ок. 1870 - 1931), блаженная
Память 26 августа и в Соборах Дивеевских и Нижегородских святых

Родилась около 1870 года в селе Голеткове Елатемского уезда Тамбовской губернии. Впоследствии она называла себя Ивановной, и когда ее спрашивали почему, то отвечала: «Мы все, блаженные, Ивановны по Иоанну Предтече».

Тринадцати лет она осиротела. Однажды с попутчицами Мария пошла в Саров, да так и осталась странствовать между Саровом, Дивеевым и Ардатовом. В любую погоду она ходила босиком, во всем рваном и грязном, искусанная собаками. За то, что она, как бы ругаясь, обличала людей в тайных грехах, многие ее не любили и не раз избивали. При этом никто никогда не слышал от нее жалоб на свою жизнь и на людскую несправедливость, и уже в молодости стали замечать в ней дар прозорливости.

Мария Ивановна приходила советоваться к дивеевской блаженной Прасковье Ивановне, которая перед своей кончиной говорила: «Я еще сижу за станом, а другая уже снует, она еще ходит, а потом сядет». А Марии Ивановне, благословив ее остаться в монастыре, сказала: «Только в мое кресло не садись».

В день смерти Прасковьи Ивановны, 22 сентября/5 октября 1915 года, монахини прогнали Марию Ивановну из обители за ее странности. Она молча ушла, а вскоре приехал один крестьянин и говорит: «Какую рабу Божию прогнали вы из монастыря! Она мне сейчас всю мою жизнь сказала и все мои грехи. Верните ее в монастырь, иначе потеряете навсегда».

Тотчас за Марией Ивановной послали, и с тех пор она окончательно поселилась в Дивеевском монастыре. Блаженная с удивительным терпением переносила многие тяжкие болезни. Из-за сильнейшего ревматизма она вскоре перестала ходить.

После 1917 года блаженная часто ругалась, и притом очень грубо. Сестры не выдерживали и спрашивали: «Мария Ивановна, что ты так ругаешься? Мамашенька (Прасковья Ивановна) так не ругалась». Она отвечала: «Хорошо было ей блажить при Николае. А ты поблажи-ка при советской власти!»

В 1920-е годы со всех концов России люди тянулись к ней за советом и духовной поддержкой. Представители советской власти увидели опасность «пропаганды» и пригрозили игумении арестом их обеих, если хоть один человек появится у блаженной.

Марию Ивановну перевели в богадельню рядом с канавкой, где она под замком жила до закрытия монастыря, обращаться к ней можно было только тайно через записки.

Известно множество случаев исцелений по молитвам блаженной, а прозорливость ее простиралась до наших дней. Многим дивеевским сестрам она предсказала и лагеря, и ссылки, а когда одна из сестер как-то сказала: «Не будет монастыря!» - «Будет! Будет! Будет!» - и блаженная застучала изо всех сил по столу.

После закрытия монастыря (сентябрь 1927 г.) Марию Ивановну перевозили из одного села в другое.

В 1931 году она была арестована, но вскоре ее отпустили.

Скончалась 8 сентября 1931 года и была похоронена на кладбище села Большое Череватово. В дни ее памяти духовенство и сестры Серафимо-Дивеевского монастыря служили панихиды на ее могиле.

31 июля 2004 года блаженная была прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии, а 6 октября того же года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви была причислена к лику общецерковных святых. Ее святые мощи были обретены 14 сентября того же года и ныне почивают в Казанской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря.

Священномученик Виктор Элланский, пресвитер

Свя­щен­но­му­че­ник Вик­тор Ва­си­лье­вич Эл­лан­ский   ро­дил­ся 16 сен­тяб­ря 1874 го­да в се­ле Плос­кое Остёр­ско­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. По окон­ча­нии в 1914 го­ду Ки­ев­ской Ду­хов­ной ака­де­мии был ру­ко­по­ло­жен во иерея к од­но­му из хра­мов Ки­е­ва. Яв­лял­ся од­ним из близ­ких по­мощ­ни­ков мит­ро­по­ли­та свя­щен­но­му­че­ни­ка Вла­ди­ми­ра (Бо­го­яв­лен­ско­го). В 1924 го­ду отец Вик­тор был аре­сто­ван, при­го­во­рен к 3 го­дам ссыл­ки. Вер­нув­шись по­сле ее окон­ча­ния в Ки­ев, воз­об­но­вил слу­же­ние, был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. Вто­рич­но аре­сто­ван в мар­те 1929 го­да и был за­клю­чен в ки­ев­ский дом пред­ва­ри­тель­но­го за­клю­че­ния. В ок­тяб­ре при­го­во­рен к 3 го­дам ссыл­ки, ко­то­рую от­бы­вал в Ир­кут­ской об­ла­сти.
По­сле окон­ча­ния сро­ка ссыл­ки свя­щен­ни­ку Вик­то­ру Эл­лан­ско­му бы­ло за­пре­ще­но про­жи­вать в 12 об­ла­стях стра­ны. В ян­ва­ре 1934 го­да он по­се­лил­ся в го­ро­де Ми­чу­рин­ске Там­бов­ской об­ла­сти, по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние Там­бов­ско­го и Ми­чу­рин­ско­го ар­хи­епи­ско­па свя­щен­но­му­че­ни­ка Вас­си­а­на (Пят­ниц­ко­го) слу­жить в хра­мах епар­хии. В Ми­чу­рин­ске отец Вик­тор про­явил се­бя как рев­ност­ный пас­тырь, ча­сто слу­жил, при­чем не толь­ко в го­ро­де, но и в окрест­ных се­лах. В мар­те 1935 го­да свя­щен­ник был аре­сто­ван, за­клю­чен в тюрь­му Ми­чу­рин­ска. На со­сто­яв­шем­ся в тот же день до­про­се его об­ви­ни­ли в «ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции», ко­то­рая за­клю­ча­лась в том, что свя­щен­ник «го­во­рил ве­ру­ю­щим о недол­го­веч­но­сти со­вет­ской вла­сти и пред­ска­зы­вал ее ско­рую ги­бель». Отец Вик­тор ви­нов­ным се­бя не при­знал и по­яс­нил: «Вся­кая власть яв­ля­ет­ся дан­ной Бо­гом, я, как че­ло­век, глу­бо­ко ве­ру­ю­щий, при­знаю со­вет­скую власть как власть, дан­ную Бо­гом». 18 де­каб­ря 1936 го­да вы­езд­ной сес­си­ей спец­кол­ле­гии Во­ро­неж­ско­го обл­су­да свя­щен­ник Вик­тор Эл­лан­ский был при­го­во­рен к 5 го­дам тю­рем­но­го за­клю­че­ния. Впо­след­ствии тю­рем­ное за­клю­че­ние бы­ло за­ме­не­но на ла­гер­ное, и 15 ап­ре­ля 1936 го­да он при­был в Ка­ра­ган­дин­ский ИТЛ где, ра­бо­тал сче­то­во­дом в ла­гер­ном пунк­те «Али­хан».
В 1937 го­ду отец Вик­тор был аре­сто­ван в ла­ге­ре, об­ви­нял­ся в том, что «сре­ди ла­гер­ни­ков про­во­дил к/р аги­та­цию по­ра­жен­че­ско­го ха­рак­те­ра, за­яв­ляя: «Со­вет­ская власть ско­ро бу­дет уни­что­же­на Бо­гом»... На­ря­ду с ве­де­ни­ем к/р аги­та­ции Эл­лан­ский про­во­дил и бо­го­слу­же­ния, груп­пи­руя во­круг се­бя быв­ших по­пов. Бу­дучи ре­ли­ги­оз­ным до фа­на­тиз­ма на Тро­и­цу пел тро­парь Тро­и­цы и др.» Свя­щен­но­му­че­ник ви­нов­ным в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти се­бя не при­знал. Рас­стре­лян 8 сен­тяб­ря 1937 го­да по при­го­во­ру трой­ки УНКВД по Ка­ра­ган­дин­ской об­ла­сти от 31 ав­гу­ста. Про­слав­лен Ар­хи­ерей­ским юби­лей­ным Со­бо­ром РПЦ 2000 го­да.

Пско­во-Пе­чер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Уми­ле­ние»   бы­ла на­пи­са­на неким иеро­мо­на­хом Ар­се­ни­ем по об­раз­цу Вла­ди­мир­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Об­раз, на­пи­сан­ный «так, как при­ли­че­ству­ет и как по­до­ба­ет по от­но­ше­нию к Бо­гу – доб­ры­ми и чест­ны­ми крас­ка­ми тща­тель­но», был при­не­сен в Пе­чер­скую оби­тель в игу­мен­ство пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия псков­ски­ми куп­ца­ми Ва­си­ли­ем и Фе­о­до­ром око­ло 1521 го­да.

Осо­бен­но про­сла­ви­лась ико­на в 1524 го­ду мно­го­чис­лен­ны­ми чу­дес­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми, сви­де­те­ля­ми ко­то­рых ста­ли жи­те­ли Пско­ва и Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да. Древ­няя ле­то­пись оби­те­ли гла­сит: «Не толь­ко пра­во­слав­ным по­да­ет Бо­го­ма­терь ис­це­ле­ния, но и от ино­вер­ных, си­речь от ла­тин немец­кия зем­ли, при­хо­див­шим с ве­рою к Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­це и к чу­до­твор­но­му Ее об­ра­зу, по­да­ет ис­це­ле­ния».

В па­мять чу­дес­но­го из­бав­ле­ния го­ро­да Пско­ва от оса­ды войск поль­ско­го ко­ро­ля Сте­фа­на Ба­то­рия в 1581 го­ду, при ца­ре Фе­о­до­ре Иоан­но­ви­че свя­той об­раз был укра­шен жем­чу­гом и ка­ме­нья­ми – ал­ма­за­ми, изу­мру­да­ми, яхон­та­ми, аме­ти­ста­ми.

За несколь­ко дней до оса­ды Пско­ва по­ля­ка­ми Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца чу­дес­но яви­лась бла­го­че­сти­во­му стар­цу До­ро­фею, пре­ду­пре­ди­ла его от­но­си­тель­но пред­сто­я­ще­го бед­ствия, объ­яс­нив при­чи­ну по­стиг­ше­го лю­дей за их гре­хи несча­стья и ука­зав пу­ти вы­хо­да из него. То­гда ар­хи­епи­ско­пом был вы­зван игу­мен Пско­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Ти­хон с Пе­чер­ски­ми ико­на­ми «Успе­ния» и «Уми­ле­ния», чтобы со­вер­шать мо­леб­ны на ме­стах, ука­зан­ных Са­мою Бо­го­ро­ди­цею во вре­мя Сво­е­го яв­ле­ния. Враг, в те­че­ние пя­ти ме­ся­цев трид­цать раз штур­мо­вав­ший Псков­ский кремль, от­сту­пил, так и не взяв го­ро­да.

В вос­по­ми­на­ние это­го со­бы­тия чу­до­твор­ную ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри «Уми­ле­ние» еже­год­но в седь­мую Неде­лю по Па­схе но­си­ли крест­ным хо­дом из Пско­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря в Псков «ко свя­той и ве­ли­кой со­бор­ной апо­столь­ской церк­ви Пре­свя­той и Жи­во­тво­ря­щей. Нераз­дель­ней Тро­и­цы – чтобы не за­бы­ва­ли гря­ду­щие ро­ды по­бе­ду над вра­гом, бла­го­да­ря той чу­до­твор­ной иконе, – во гра­де Пско­ве».

С дав­них вре­мен Пско­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь сла­вит­ся крест­ны­ми хо­да­ми. В мо­на­стыр­ской ле­то­пи­си есть да­же от­дель­ная гла­ва: «Уло­же­ние о чине и обы­чае – как хо­дить с ико­на­ми Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы и с чест­ны­ми кре­ста­ми из Пе­чер­ской оби­те­ли во град Псков», на­пи­сан­ное по по­во­ду уста­нов­ле­ния крест­но­го хо­да в седь­мую Неде­лю по Па­схе, ко­то­рый со­вер­шал­ся еже­год­но с 1601 по 1918 год. В 1997 го­ду тра­ди­ция это­го крест­но­го хо­да бы­ла воз­об­нов­ле­на, толь­ко те­перь ико­ну но­сят внут­ри оби­те­ли – из Успен­ско­го в Ми­хай­лов­ский храм и об­рат­но. Та­кой же крест­ный ход со­вер­ша­ет­ся и осе­нью, 7/20 ок­тяб­ря, на празд­но­ва­ние Пско­во-Пе­чер­ской иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Уми­ле­ние».

24 июля 2000 го­да, в празд­ник свя­той рав­ноап­о­столь­ной кня­ги­ни Оль­ги чу­до­твор­ный об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри сно­ва был при­не­сен в Псков для уча­стия в празд­нич­ном крест­ном хо­де древ­не­го го­ро­да.

Ныне в глав­ном при­де­ле Успен­ско­го со­бо­ра мо­на­сты­ря пре­бы­ва­ют два чти­мых спис­ка с чу­до­твор­ной Пско­во-Пе­чер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Уми­ле­ние».

Празд­но­ва­ние иконе «Уми­ле­ние» 7 ок­тяб­ря уста­нов­ле­но в па­мять из­бав­ле­ния Пско­ва от на­ше­ствия фран­цуз­ских войск в 1812 го­ду. Так­же празд­но­ва­ния чу­до­твор­ной иконе со­вер­ша­ют­ся 21 мая, 23 июня и 26 ав­гу­ста

 

Новости соседних регионов по теме:

7-8 сентября 2024 года верующие из Пензы посетили с. Дивеево Нижегородской области.
19:25 09.09.2024 Пензенская Епархия - Пенза
10 сентября Церковь празднует обретение мощей преподобного Иова По­ча­ев­ского, чу­до­тво­рца (1659).
19:18 09.09.2024 Свято-Троицкий женский монастырь - Курск
8 сентября 2024 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, праздник сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, митрополит Курский и Рыльский Герман совершил Божественную литургию в Знаменском кафедральном соборе г. Курска.
16:34 09.09.2024 Курская епархия - Курск
День святых Адриана и Натальи отметили сегодня в МБДОУ «Большеигнатоский детский сад комбинированного вида».
12:48 09.09.2024 Ардатовская епархия - Ардатов
После богослужения в Спасо-Преображенском соборе, которое прошло накануне празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери, митрополит Амвросий вручил патриаршие и архиерейские награды.
13:50 09.09.2024 ГТРК - Тверь
На днях в Свято-Введенский женский монастырь города Орла прибыли две святыни: Боголюбская икона Божией Матери и икона праведного Закхея-мытаря с частицей «древа Закхея».
13:40 09.09.2024 InfoOrel.Ru - Орел
26 августа 2024 года, в день отдания праздника Преображения Господня и в день Семистрельной иконы Божией Матери ,
18:48 09.09.2024 Арсеньевская епархия - Арсеньев
5 сентября в в Международной центр реставрации в Рождествено прибыли старинные иконы и фрагменты иконостаса из Троицкого собора Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря,
10:40 09.09.2024 Гатчинская служба новостей - Гатчина
8 сентября, в Неделю 11-ю по Пяти­десят­ни­це, Сре­те­ние Владимир­ской ико­ны Пре­святой Богородицы, в ка­фед­раль­ном со­бо­ре Жи­во­на­чаль­ной Троицы Вольска прото­иерей Алексий Земцов,
07:24 09.09.2024 Вольское благочиние - Вольск
1 сентября 2024 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, попразднство Успения Пресвятой Богородицы и память Донской иконы Божией Матери,
07:02 09.09.2024 Храм Николая Чудотворца - Барятино
8 сентября 2024 года , в празднование Сретения Владимирской иконы Божией Матери, в день памяти мучеников Адриана и Наталии,
07:02 09.09.2024 Храм Николая Чудотворца - Барятино
С 9 по 13 сентября участники посетят северные районы Омской области. Паломники отправляются в путь из Свято-никольского Казачьего собора с иконой Саввы Сербского и Сергия Радонежского.
08:50 09.09.2024 12 канал - Омск
В Неделю 11-ю по Пятидесятнице, в день Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в трапезной Свято-Вознесенского собора прошло чествование юбиляров, родившихся в летние месяцы.
23:17 08.09.2024 Свято-Вознесенское Архиерейское подворье - Набережные Челны
8 сентября, в день памяти Владимирской иконы Божией Матери в Спасском храме с. Котово г. Долгопрудный во Владимирском его приделе была совершена Божественная литургия,
22:53 08.09.2024 Московская Епархия РЦП - Подмосковье
8 сентября 2024 года, в день сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году) и памяти святых мучеников Адриана и Наталии,
20:29 08.09.2024 Нижнетагильская епархия - Нижний Тагил
В день престольного праздника и 109-летия со дня освящения храма Преосвященнейший епископ Елецкий и Лебедянский Максим совершил Литургию в храме Елецкой иконы Божией Матери города Ельца.
14:42 08.09.2024 Елецкая епархия - Елец
8 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятницы, Сретение Владимирской иконы Божией Матери, память святых мучеников Адриана и Наталии, Божественную литургию в нашем храме возглавил настоятель протоиерей Даниил Андреюк,
14:30 08.09.2024 Храм св. вмц. Екатерины - Москва
В воскресенье, 8 сентября верующие отмечают православный праздник – Сретение Владимирской иконы Божией Матери.
11:40 08.09.2024 ГТРК - Тула
8 сентября 2024 г., в Неделю 11-ю по Пятидесятнице и день воспоминания Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Москве в 1395 г.,
11:17 08.09.2024 Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра - Санкт-Петербург
О Владимирской иконе Божией Матери, память которой празднуется в Православной Церкви 8 сентября, рассказывает клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Балаково протоиерей Сергий Шумов.
11:03 08.09.2024 Балаковские вести - Балаково
 
По теме
Осень. Еще стоят теплые дни, и еще обманывает своим изумрудным цветом снова подросшая после покоса трава, но пахнущий морозцем ветер и обильные росы говорят о наступившей осени.
В последние дни сентября сотрудники Пушкинки провели творческий мастер-класс “Осенний ёжик” для воспитанников воскресной школы Свято-Успенского монастыря.
Сведения о личности апостола Кодрата - Женский монастырь Дивеево Апостол от 70-ти Кодрат. Один из раннехристианских апологетов.  Считается наряду с Аристидом самым ранним христианским апологетом.
Женский монастырь Дивеево
Священномученик протоиерей Александр Никольский - Нижегородская епархия Текст Татьяны Гариной 4 октября Русская Православная Церковь отмечает день памяти девяти нижегородских священномучеников-пресвитеров: Иоанна Флерова, Валента Никольского, Александра Белякова, Иоанна Лазарева, Андрея Бенедиктова,
Нижегородская епархия
Литературный час «Тепло любимых рук» - ЦБС Балахнинского района В жизни каждого человека всегда есть, были и будут бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки… И ежегодно в золотую осеннюю пору, мы чествуем тех, кто всегда рядом с нами,
ЦБС Балахнинского района
Елена Нестерина: «Любовь объясняет всё!» - Детская библиотека им. Т.А. Мавриной В роддоме у нее украли рукописи, а любимый мужчина женился на лучшей подруге  — но вернулся много лет спустя… Невероятные истории из жизни Елены Нестериной нашли отражение в ее романах .
Детская библиотека им. Т.А. Мавриной