31 августа. Мучеников Флора и Лавра. Мучеников Ерма, Серапиона и Полиена. Иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица».

Картинка №50032
Мученики Флор и Лавр
Картинка №50031
Преподобный Иоанн Рыльский
Мученики Ерм, Серапион и Полиен (2 век)
Икона Божией Матери «Всецарица»
31 августа. Мучеников Флора и Лавра. Мучеников Ерма, Серапиона и Полиена. Иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица».
Фото: www.diveevo.ru

18 августа по старому стилю / 31 августа по новому стилю
суббота
Седмица 10-я по Пятидесятнице. Глас 8.
Поста нет.

Мчч. Флора и Лавра (II).
Мчч. Е́рма, Серапиона и Полие́на (II). Сщмч. Емилиана епископа и с ним Илариона, Дионисия и Ерми́ппа (ок. 300). Свтт. Иоанна (674) и Георгия (683), патриархов Константинопольских. Прп. Макария, игумена Пеликитского (ок. 830). Прп. Иоанна Рыльского (946).
Сщмч. Григория Бронникова пресвитера и мчч. Евгения Дмитрева и Михаила Ерегодского (1937).
Иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица».


Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 63 зач., XII, 2–12*. Ряд.: Рим., 119 зач., XV, 30–33. Мф., 73 зач., XVII, 24 – XVIII, 4.

* Если совершается полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица», то на утрене читается Евангелие от Луки, 4 зач., I, 39–49, 56, а на литургии – чтения Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28, и дня.

Тропарь Успения Пресвятой Богородицы, глас 1:
В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилася еси́ к животу́,/ Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.

Кондак Успения Пресвятой Богородицы, глас 2:
В моли́твах Неусыпа́ющую Богоро́дицу/ и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние/ гроб и умерщвле́ние не удержа́ста:/ я́коже бо Живота́ Ма́терь/ к животу́ преста́ви// во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.

Тропарь мучеников Флора и Лавра, глас 4:
Преудо́бренную и богому́друю дво́ицу пресве́тлую/ восхва́лим, ве́рнии, по достоя́нию,/ Фло́ра преблаже́ннаго и Ла́вра всечестна́го./ И́же усе́рдно Тро́ицу Несозда́нную я́сно пропове́дасте всем,/ те́мже пострада́вше до кро́ве,/ и венцы́ пресве́тлыми увязо́стеся,// моли́теся Христу́ Бо́гу, да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак мучеников Флора и Лавра, глас 8:
Я́ко благоче́стия му́ченики и страда́льцы Христо́вы богому́дрены,/ вселе́нная пресла́вно почита́ет Фло́ра и Ла́вра днесь,/ я́ко да улучи́м благода́ть и ми́лость моли́твами их// и изба́вимся бед и напа́стей, гне́ва же и ско́рби в День Су́дный.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Всецарица», глас 4:
О́бразом Твои́м радостотво́рным,/ Влады́чице, Всецари́це Богоро́дице,/ боле́зни и неду́ги на́ша исцели́/ и от вся́ких бед и напа́стей огради́,// к заступле́нию Твоему́ при́сно прибега́ющих.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Всецарица», глас 8:
Новоявле́нней ико́не Богоро́дицы Всецари́цы предстоя́ще/ и на лик Тоя́ взира́юще, со умиле́нием и любо́вию глаго́лем:/ низпосли́, Влады́чице, цельбы́ к Тебе́ притека́ющим,/ и пода́ждь утеше́ние в ско́рби су́щим,/ да, восприе́мше ми́лость, благода́рне воззове́м Ти:// Ра́дуйся, Всецари́це, неду́ги на́ша благода́тию исцеля́ющая.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Рим. 15, 30-33; Мф. 17, 24-18, 4).  Господь платит требуемую подать церковную и все другие порядки, и церковные и гражданские, Он исполнял и апостолов так научил, и апостолы потом предали тот же закон и всем христианам. Только дух жизни принимался новый; внешнее же все оставалось как было, исключая того, что явно противно было воле Божией, как, например, участие в идольских жертвах и т. п. Потом христианство взяло верх, вытеснило все порядки прежние и водворило свои. Следовало бы ожидать, что таким образом духу христианскому удобнее будет развиваться и крепнуть. Так оно и было, но не у всех. Большая часть, освоившись с внешними христианскими порядками на них и останавливалась, не заботясь о духе жизни. Так это и доселе ведется. Из всей суммы христиан кто-то окажется христианином и в духе. Что же прочие? "Имя носят, как живые, но вот - мертвые". Когда апостолы проповедовали Евангелие, то слово их избирало часть Божию из среды всего языческого мира: ныне Господь, через то же слово, выбирает часть свою из среды христианского мира. "Читающий да разумеет", и да восприимет заботу узнать наверно, состоит ли он на части Господней, и если не найдет удостоверения в том, да попечется присвоиться Господу, ибо в этом одном спасение.

Мученики Флор и Лавр

Мученики Флор и Лавр   были родными братьями не только по плоти, но и по духу. Они жили во II веке в Византии, затем переселились в Иллирию (ныне Югославия). По ремеслу братья были камнетесами (их учителями в этом искусстве были христиане Прокл и Максим, от которых братья научились и Богоугодной жизни). Правитель Иллирии Ликаон послал братьев в соседнюю область для работы над строящимся языческим храмом. Святые трудились на стройке, раздавая заработанные деньги нищим, сами же соблюдали строгий пост и непрестанно молились. Однажды сын местного жреца Мамертина неосторожно подошел к стройке, и осколок камня попал ему в глаз, сильно повредив его. Святые Флор и Лавр обнадежили разгневанного отца, что сын его получит исцеление. Они взяли юношу к себе и наставили вере во Христа. После того как юноша исповедал Иисуса Христа Истинным Богом, братья помолились о нем, и глаз исцелел. При виде такого чуда отец юноши также уверовал во Христа. Когда постройка храма была закончена, братья собрали христиан, помогавших при постройке, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест. Всю ночь они провели в молитве, озаряемые небесным светом. Узнав об этом, начальник области приговорил к сожжению бывшего жреца Мамертина с его сыном и 300 христиан. Мученики Флор и Лавр, отправленные к правителю Ликаону, были брошены в пустой колодец и засыпаны землей. Через много лет святые мощи мучеников Флора и Лавра были обретены нетленными и перенесены в Константинополь. В 1200 г. их видел новгородский паломник Антоний; около 1350 г. главы мучеников в монастыре Вседержителя видел Стефан Новгородец.

Священномученики Емилиан епископ и с ним Иларион, Дионисий и Ермипп родились и жили в Армении. После смерти родителей священномученики Емилиан, Дионисий и Ермипп (они были братьями) и Иларион (их учитель) оставили родину и приехали в Италию, в г. Сполитон. Там святой Емилиан начал проповедовать Евангелие язычникам. Своей строгой, добродетельной жизнью он снискал глубокое уважение христианской общины и был избран епископом г. Требии (архиерейское посвящение принял от святого папы Римского Марцеллина). Переселившись в Требию, святитель Емилиан обратил многих язычников ко Христу, за что был представлен на суд императору Максимиану (284–305). Святитель предложил императору самому убедиться в силе молитвы ко Христу. Был принесен расслабленный с давнего времени человек. Сколько ни старались жрецы исцелить его взыванием к идолам, они ничего не добились. Тогда святитель Емилиан, помолившись Господу, Именем Иисуса Христа повелел расслабленному встать, и он, поднявшись здоровым, радуясь, сам пошел домой. Это чудо было настолько убедительным, что император начал склоняться к признанию истины во Христе, но жрецы внушили ему, что святитель действует волшебством. Он был предан жестоким истязаниям, перед которыми Господь укрепил его, сказав: «Не страшись, Емилиан, Я Сам с тобою». Мученика привязывали к колесу, бросали в кипящее олово, топили в реке, отдали в цирк на съедение зверям, но он оставался невредимым. При виде таких чудес народ стал кричать: «Велик Бог христианский! Пусть раб Его будет отпущен на свободу!» В тот день уверовали во Христа 1000 человек, и все приняли мученические венцы. В ярости правитель велел убить и зверей, не растерзавших святителя, который благодарил Господа, что и дикие звери принимают смерть за Христа. Святителя Емилиана вместе с братьями и учителем заключили в темницу, и после жестоких истязаний священномученики Иларион, Дионисий и Ермипп были усечены мечом. Святителя Емилиана казнили за городом. Когда палач ударил по шее мученика мечом, он стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны святому. Воины упали к его ногам, прося прощения и исповедуя Христа Истинным Богом. Став на колени, святой молился за них и просил Господа удостоить его мученической смерти. Молитва его была услышана: другой палач отсек святому главу. Увидев истекшее из раны молоко, многие язычники уверовали во Христа и с почетом похоронили тело святого († ок. 300).



Преподобный Иоанн Рыльский

Преподобный Иоанн Рыльский   – великий духоносный подвижник Болгарской Православной Церкви и Небесный покровитель болгарского народа, родился в 876 г. в селе Скрино Средецкой области (древний Средец – ныне София). Рано оставшись сиротой, мальчик ушел пастухом в чужие люди. Однажды богач избил его за то, что потерялись корова с теленком. Мальчик долго плакал и молился, чтобы Бог помог ему. Когда он нашел корову с теленком, то в реке Струме сильно поднялась вода. Юный пастух помолился, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял на руки теленка и прошел с ним, как по суху, на другой берег реки, где уже находилась корова. Богач, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, видя это чудо, и, щедро наградив мальчика, отпустил его из своего дома. Раздав имущество, мальчик ушел из родного села. Где и когда святой принял иноческий постриг, осталось неизвестным. Первоначально он подвизался на высокой и голой горе, питаясь лишь дикими растениями. Хижина его была из хвороста. Спустя недолгое время разбойники напали на него ночью и, избив, прогнали оттуда. Тогда он нашел глубокую пещеру и поселился в ней. Там же вскоре поселился и его племянник святой Лука. Место было столь безлюдное, что преподобный Иоанн счел сначала появление Луки за бесовскую кознь, но, узнав, что юноша ищет душевного спасения, с любовью принял его. Недолго, однако, им пришлось жить вместе: брат преподобного Иоанна нашел подвижников и силой забрал сына. По дороге домой юноша умер от укуса змеи. Раскаявшись, брат просил прощения у преподобного. Пустынник часто ходил потом на могилу праведного юноши; там было его любимое место отдыха. Двенадцать лет провел преподобный в дикой пещере, а затем перешел в Рыльскую пустыню и поселился в дупле дерева. Он много постился, молился и постоянно плакал; питался только травой. Видя такое терпение, Бог произрастил преподобному бобы, которыми он питался долгое время. Эти-то бобы и сделали его подвиги известными людям. Однажды стадо овец от внезапного страха бежало по горным стремнинам, пока не остановилось у места, где жил преподобный. Пастухи, следовавшие за стадом, с изумлением увидели отшельника, который ласково угощал их: «Вы пришли сюда голодные – рвите себе бобы мои и ешьте». Все ели и насытились. Один же напрятал себе много бобов и в запас. По дороге домой он предложил их товарищам, но в украденных стручках не оказалось ни зернышка. Пастухи воротились с раскаянием, и старец простил, сказав с улыбкой: «Видите, дети, эти плоды назначены Богом для пропитания пустынного». С тех пор стали приводить к преподобному больных и одержимых нечистым духом, которых он исцелял молитвой. Избегая известности, подвижник ушел из любимого дупла и поселился на высокой и труднодоступной скале, где 7 лет провел под открытым небом. Слух о великом пустыннике дошел до болгарского царя Петра (927–969), который желал видеться с ним; но преподобный Иоанн, написав письмо, отклонил свидание по смирению. Позже пустынник принял под свое окормление иноков, которые устроили монастырь с храмом в пещере, где прежде жил преподобный Иоанн. Он мудро пас свое стадо и скончался 18 августа 946 года на 70-м году жизни. За 5 лет до кончины он написал своей рукой «Завет к ученикам», одно из лучших творений староболгарской письменности. Святая жизнь подвижника и знамения милости Божией по его молитвам были самой лучшей проповедью христианской веры в новокрещеной Болгарской земле. В тревожное время борьбы Болгарии с Византией, при западноболгарском царе Самуиле (976–1014), преподобный Иоанн Рыльский явился ученикам, повелевая перенести его мощи в Средец (Софию), куда скрылся Патриарх Болгарский Дамиан (927–972). Предполагают, что перенесение мощей было в 980 г. Немного позднее правая рука преподобного Иоанна Рыльского была перенесена на Русь (предположительно в город Рыльск, в котором была построена церковь во имя преподобного Иоанна Рыльского с приделом, посвященным мученикам Флору и Лавру, в день памяти которых – 18 августа, он скончался). Имя преподобного Иоанна с глубокой древности было известно и любимо русскими людьми. Именно в русских источниках (Минея на август ХII в., Мазуринский летописец) сохранилась дата кончины преподобного. В 1183 году венгерский король Белла II (1174–1196) во время похода на греков взял вместе с другими драгоценностями Средца ковчег с мощами преподобного Иоанна и перенес в г. Остергом. В 1187 году, украсив ковчег, он отослал святые мощи назад с великой честью. 19 октября 1238 года мощи преподобного Иоанна были торжественно перенесены в новую столицу – Тырново и положены в храме во имя святого. 1 июля 1469 г. святые мощи преподобного Иоанна Рыльского были возвращены в Рыльский монастырь, где они почивают до нынешнего дня, подавая благодатную помощь всем верующим.

  Преподобный Макарий, игумен Пеликитской обители,   родился в Царьграде. Еще в отрочестве он лишился родителей. Святой с усердием читал Слово Божие и настолько проникся им, что решил всецело посвятить свою жизнь Богу. Он поступил в Пеликитскую обитель в Вифинии, где в то время игуменом был прославленный подвижник преподобный Иларион († ок. 754, память 28 марта). После смерти настоятеля преподобный Макарий был единодушно избран братией игуменом. В царствование византийских императоров Льва V Армянина (813–820) и Михаила II Косноязычного (820–829) преподобный Макарий пострадал как исповедник за почитание святых икон. Он был сослан на остров Афусию, где и скончался около 830 года.
Вторично его память 1 апреля.

Мученики Ерм, Серапион и Полиен (2 век)

Мученики Ерм, Серапион и Полиен   были римляне, пострадали за Христа во II в. Их бросили в темницу; когда же при допросе они твердо исповедали веру во Христа и отказались принести жертву идолам, мучеников стали влачить по тесным и непроходимым местам; ударяясь о камни и выступы, они скончались, восприняв небесные венцы.

Святитель Иоанн V   был Патриархом Константинопольским с 669 года по 674 год, а святитель Георгий I – с 678 года по 683 год, оба при императоре Константине Погонате (668–685).

Икона Божией Матери «Всецарица»

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Всецарица»   (по-гречески – «Пантанасса») находится на Святой Горе Афон в Греции в соборном храме Ватопедской обители, слева от царских врат. Эта икона, небольшая по размерам, написана в XVII веке и, по преданию, была благословением известного на Афоне старца Иосифа Исихаста своим ученикам.

На иконе изображена Пречистая Дева в багряном одеянии, восседающая на царском троне. На руках Ее – Богомладенец со свитком в левой руке и благословляющий десницей. Правой рукой Богородица указывает на Своего Царственного Сына, как на Спасителя всех человеков. На заднем плане – два ангела, которые с благоговением осеняют крылами Пречистую Деву.

Согласно древнему монастырскому преданию, однажды к иконе подошел юноша и принялся что-то невнятно бормотать. Вдруг лик Богоматери воссиял дивным светом, какая-то невидимая сила отбросила молодого человека, и он упал наземь. Поднявшись, он в страхе подбежал к старцам–инокам и со слезами на глазах признался им, что вел нечестивую жизнь, занимался колдовством и пришел в монастырь, чтобы проверить силу своей магии на святых иконах. Произошедшее у иконы Пресвятой Богородицы чудо навсегда отвратило юношу от колдовства, направило на путь покаяния и вернуло на стезю благочестивой жизни. Чудотворный образ Божией Матери «Всецарица» почитается как на Афоне, так и далеко за его пределами. Само имя иконы – Все-Госпожа, Все-Повелительница – говорит о ее особой, всеобъемлющей силе. Проявив свою чудотворную силу впервые против волшебных чар, «Всецарица» имеет и благодать исцеления больных раком – страшнейшей из болезней современного человечества (а ведь распространение увлечения магией, колдовством и оккультизмом по христианскому миру можно сравнить с поражением человеческого организма злокачественной опухолью).

11 августа 1995 года список чудотворной иконы «Всецарица» прибыл в Россию – в московский детский онкологический центр на Каширке. На молебнах Божией Матери «Всецарице» молятся больные дети и их родители с надеждой на небесную помощь Заступницы и Целительницы.

 

Ещё новости о событии:

Сегодня, в день памяти святых мучеников Флора и Лавра, во Флоровском скиту Серафимо-Дивеевского монастыря отмечается престольный праздник.
14:06 31.08.2024 Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь - Нижний Новгород
Картинка №50032 - Женский монастырь Дивеево
18 августа по старому стилю / 31 августа по новому стилю суббота Седмица 10-я по Пятидесятнице.
16:42 30.08.2024 Женский монастырь Дивеево - Арзамас

Новости соседних регионов по теме:

1 сентября, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Донском монастыре г. Москвы.
21:02 01.09.2024 Ивановская митрополия - Иваново
1 сентября 2024 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, в день празднования Донской иконы Божией Матери, день памяти святого мученика Андрея Стратилата и с ним пострадавших 2593 мучеников,
01:53 02.09.2024 Абаканская епархия - Абакан
31 августа, в день памяти святых мучеников Флора и Лавра, помощник благочинного Брасовского церковного округа протоиерей Вячеслав Зайцев совершил молебен на Локотском конном заводе.
19:34 01.09.2024 Брянская Епархия - Брянск
31 августа в приписном к Николаевскому Клобукову женскому монастырю храме в честь святых мучеников Флора и Лавра отметили престольный праздник.
17:04 01.09.2024 Тверская епархия - Тверь
31 августа, в день памяти святых мучеников Флора и Лавра и почитания иконы Божией Матери «Всецарица»,
16:01 01.09.2024 Камышинский район - Камышин
Блаженный Иоанн Сострский, увидев бесов, спросил их, чего они боятся больше всего.
14:44 01.09.2024 Смоленская народная газета - Смоленск
Сегодня, 1 сентября, отмечается День российского казачества и Донской иконы Божией Матери.
13:53 01.09.2024 Область 45 - Курган
31 августа. Память святых мучеников Флора и Лавра. Епископ Козельский и Людиновский Никита совершил Божественную литургию в храме святых мучеников Фрола и Лавра в селе Зикеево Жиздринского района.
08:16 01.09.2024 Козельская епархия - Козельск
11 сентября 2024 года, в день памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и День трезвости,
09:42 01.09.2024 Вологодская епархия - Вологда
31 августа, в преддверии нового учебного года, в храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, Учителей Словенских, и храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был совершен молебен об учащих и учащихся.
02:52 01.09.2024 Саранская епархия - Саранск
31-го августа 2024 года, в попразднство Успения Пресвятой Богородицы и день памяти святых мучеников Флора и Лавра,
00:47 01.09.2024 Храм Иоанна Воина - Москва
31 августа Церковь празднует память святых мучеников Флора и Лавра В книгах, содержащих тексты богослужений на каждый день, указано, что на Руси святых мучеников почитают как покровителей домашнего скота.
22:31 31.08.2024 Газета В 24 часа - Гулькевичи
31 августа 2024 года, накануне Недели 10-й по Пятидесятнице, дня празднования Донской иконы Божией Матери и дня памяти святого мученика Андрея Стратилата и с ним пострадавших 2593 мучеников,
03:31 01.09.2024 Абаканская епархия - Абакан
31 августа Россия отмечает христианский праздник — день святых Флора и Лавра.
22:16 31.08.2024 Федерация конного спорта - Санкт-Петербург
Автор: Пресс-служба Йошкар-Олинской епархии, фото и видео Ивана Трофимова 31 августа, в день памяти святых мучеников Флора и Лавра,
20:13 31.08.2024 Йошкар-Олинская епархия - Йошкар-Ола
31 августа 2024 года, в праздник святых мучеников Флора и Лавра, митрополит Крутицкий и Коломенский Павел совершил Божественную литургию в одноимённом храме города Каширы.
19:52 31.08.2024 Московская Епархия РЦП - Подмосковье
Сегодня, 31 августа, в день памяти святых мучеников Флора и Лавра и почитания иконы Божией Матери «Всецарица»,
16:24 31.08.2024 Волгоградская епархия - Волгоград
31 августа, в праздник иконы Матери Божией «Всецарица», день памяти святых мучеников Флора и Лавра, митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе города Иваново.
15:34 31.08.2024 Ивановская митрополия - Иваново
31 августа 2024 года, в день памяти мчч. Флора и Лавра, митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел совершил Божественную литургию в храме в честь святых мучеников Флора и Лавра д. Сайгатина Сургутского района.
17:26 31.08.2024 Ханты-Мансийская Митрополия - Ханты-Мансийск
Дорогие братья и сёстры! В субботу и воскресенье, 31-го августа и  1-го сентября, в храме Иоанна Воина состоятся следующие богослужения:
14:11 31.08.2024 Храм Иоанна Воина - Москва
 
По теме
Сведения о личности апостола Кодрата - Женский монастырь Дивеево Апостол от 70-ти Кодрат. Один из раннехристианских апологетов.  Считается наряду с Аристидом самым ранним христианским апологетом.
Женский монастырь Дивеево
Священномученик протоиерей Александр Никольский - Нижегородская епархия Текст Татьяны Гариной 4 октября Русская Православная Церковь отмечает день памяти девяти нижегородских священномучеников-пресвитеров: Иоанна Флерова, Валента Никольского, Александра Белякова, Иоанна Лазарева, Андрея Бенедиктова,
Нижегородская епархия
Литературный час «Тепло любимых рук» - ЦБС Балахнинского района В жизни каждого человека всегда есть, были и будут бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки… И ежегодно в золотую осеннюю пору, мы чествуем тех, кто всегда рядом с нами,
ЦБС Балахнинского района
Елена Нестерина: «Любовь объясняет всё!» - Детская библиотека им. Т.А. Мавриной В роддоме у нее украли рукописи, а любимый мужчина женился на лучшей подруге  — но вернулся много лет спустя… Невероятные истории из жизни Елены Нестериной нашли отражение в ее романах .
Детская библиотека им. Т.А. Мавриной
Екатерина Соболь VS Ка Ти Лин  - Детская библиотека им. Т.А. Мавриной В архивах Ватикана она работала над материалами для документального фильма, а на Лазурном берегу Франции… переводила тексты про бетономешалки!
Детская библиотека им. Т.А. Мавриной