10 сентября. Преподобного Моисея Мурина. Праведной Анны пророчицы. Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих.

Преподобный Моисей Мурин
Картинка №42675
Собор преподобных отцов Дальних пещер
Картинка №50193
Картинка №50194
Картинка №29861
10 сентября. Преподобного Моисея Мурина. Праведной Анны пророчицы. Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих.
Фото: www.diveevo.ru

28 августа по старому стилю / 10 сентября по новому стилю
вторник
Седмица 12-я по Пятидесятнице. Глас 2.
Поста нет.

Прп. Моисея Му́рина (ок. 400). Обре́тение мощей прп. Иова Почаевского (1659).
Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих. Прп. Саввы Кры́пецкого, Псковского (1495). Прав. Анны пророчицы, дщери Фану́илевой, встретившей Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском (I). Вмц. Шуша́ник (Шуша́ники), царицы Ранской (475) (Груз.).
Сщмч. Алексия Будрина пресвитера (1918); прмчч. Казанских: Сергия Зайцева, Лаврентия Никитина, Серафима Кузьмина, Феодосия Александрова, Леонтия Карягина, Стефана, Георгия Тимофеева, Илариона Правдина, Иоанна Сретенского и Сергия Галина (1918); сщмч. Александра Медведева диакона (1918); сщмч. Николая Георгиевского пресвитера (1931); сщмч. Василия Сокольского пресвитера (1937).


2 Кор., 180 зач., V, 15–21. Мк., 3 зач., I, 16–22, и за среду: 2 Кор., 182 зач., VI, 11–16. Мк., 4 зач., I, 23–28. Прпп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23*.

* Чтения преподобных читаются, если совершается служба прпп. отцов Киево-Печерских или прп. Саввы Крыпецкого.

Тропарь преподобного Моисея Мурина, глас 1:
Пусты́нный жи́тель, и в телеси́ А́нгел,/ и чудотво́рец яви́лся еси́, богоно́се о́тче наш Моисе́е:/ посто́м, бде́нием, моли́твою небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою притека́ющих ти./ Сл́ава Да́вшему тебе́ кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Кондак преподобного Моисея Мурина, глас 4:
Му́рины зауши́в и ли́ца де́монов поплева́в,/ мы́сленно просия́л еси́,/ я́коже со́лнце све́тлое,/ све́том жития́ твоего́// и уче́нием наставля́я ду́ши на́ша.

Тропарь преподобных отцов Киево-Печерских, глас 4:
Мы́сленное со́лнце и све́тлую луну́,/ первонача́льных Пече́рских,/ со всем собо́ром преподо́бных днесь почти́м,/ ти́и бо, церко́вную твердь озаря́юще,/ просвеща́ют во тьме страсте́й бе́дствующих,/ и подаю́т от Христа́ Бо́га моли́твами свои́ми по́мощь во всех ско́рбех,// и душа́м на́шим про́сят избавле́ния.

Кондак преподобных отцов Киево-Печерских, глас 8:
Избра́ннии от всех родо́в уго́дницы Бо́жии,/ святи́и преподо́бнии Пече́рстии,/ на сих гора́х доброде́тельми просия́вшии,/ вас земля́ не потаи́ла есть,/ но Не́бо отве́рзеся вам и ра́йское селе́ние./ Те́мже мы похва́льныя пе́сни Бо́гу, просла́вльшему вас, в па́мяти ва́шей прино́сим;/ вы же, я́ко иму́щии дерзнове́ние,/ ваш Собо́р почита́ющих/ от всех бед моли́твами ва́шими заступа́йте,// я́ко засту́пницы на́ши и к Бо́гу хода́таи.

Тропарь преподобного Саввы Крыпецкого, глас 7:
От мирска́го жития́ изше́д,/ отверже́нием же ми́ра Христу́ после́довал еси́/ и, в пусты́ни все́лься,/ равноа́нгельное житие́ пожи́л еси́,/ отону́дуже, веселя́ся, преше́л еси́ к Небе́сным черто́гом,/ и ны́не, со А́нгелы Влады́чню Престо́лу предстоя́,/ помина́й нас, чад свои́х,/ я́же собра́л еси́, богому́дре,/ да ра́достию от души́ вопие́м:/ ра́дуйся, Са́вво,// о́тче преблаже́ннейший.

Кондак преподобного Саввы Крыпецкого, глас 1:
Возсия́ от пусты́ни сла́вному гра́ду Пско́ву/ но́вое све́тлое со́лнце,/ чуде́с луча́ми всех озаря́ющее/ и благода́тне согрева́ющее,/ тьму же вся́ких искуше́ний и наве́тов/ и хлад грехо́вный отженя́ющее./ Прииди́те у́бо, пра́зднующе блаже́нную па́мять/ сего́ свети́льника на́шего, воспои́м:/ сла́ва Бо́гу, та́ко промышля́ющему о нас,/ сла́ва уго́днику Его́, сохраня́ющу нас!/ Ты же, преподо́бне о́тче Са́вво,/ о и́же твою́ при́сно па́мять почита́ющих/ моли́ Христа́ Бо́га,// я́ко да ми́лостив бу́дет нам и в День Су́дный.

Мысли свт. Феофана Затворника
(Флп.1:27–2:4; Лк.6:17–23)
Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их – видит, что они не представители блага, а только призраки его.

Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, – духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорбность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.

Преподобный Моисей Мурин

Преподобный Моисей Мурин   жил в IV веке в Египте. Он был эфиоп, лицом был черен и поэтому назван «мурин». В молодости он был рабом знатного человека, но после того как совершил убийство, господин прогнал его, и он пристал к шайке разбойников. За суровый нрав и большую физическую силу его выбрали главарем. Моисей вместе с шайкой совершил много злодеяний – убийств, грабежей, так что все боялись даже его имени. Несколько лет пробыл в такой греховной жизни разбойник Моисей, но по великой милости Божией раскаялся, оставил шайку разбойников и ушел в одну из пустынных обителей. Здесь он долго плакал, прося принять его в число братии. Монахи не поверили его искреннему покаянию, но бывший разбойник до тех пор умолял не отгонять его, пока братия не приняла его. В монастыре преподобный Моисей находился в полном послушании у игумена и братии, он проливал много слез, оплакивая свою греховную жизнь. Через некоторое время преподобный Моисей ушел в уединенную келлию, где проводил в молитве и строжайшем посте суровую жизнь. Однажды на келлию преподобного Моисея напали 4 разбойника из его бывшей шайки, но он, не утративший огромной физической силы, связал их всех и, подняв на плечи, принес в монастырь, спрашивая у старцев, как поступить с пленниками. Старцы велели отпустить их. Разбойники, узнав, что попали к своему бывшему предводителю, а он их пощадил, последовали его примеру, покаялись и стали монахами. Когда остальные разбойники услышали о покаянии преподобного Моисея, то оставили разбой и стали усердными иноками.

Преподобный Моисей не скоро освободился от страстей. Он часто приходил к игумену монастыря авве Исидору, прося совета, как избавиться от блудной страсти. Опытный в духовной брани старец учил его никогда не пресыщаться пищей, пребывать впроголодь, соблюдая строжайшее воздержание. Страсть не оставляла преподобного Моисея в сонных видениях. Тогда авва Исидор научил его всенощным бдениям. Преподобный простаивал все ночи на молитве, не преклоняя колен, чтобы не заснуть. От длительной борьбы преподобный Моисей пришел в уныние и, когда у него возник помысл оставить пустынную келлию, авва Исидор подкрепил дух ученика. Он показал ему в видении много демонов на западе, готовящихся к борьбе, а на востоке еще большее количество святых Ангелов, также приготовлявшихся к битве. Авва Исидор обнадежил преподобного Моисея, что сила Ангелов превосходит силу бесов, а долгая борьба со страстями нужна ему, чтобы совершенно очиститься от прежних грехов.

Преподобный Моисей предпринял новый подвиг. Обходя по ночам пустынные келлии, он приносил каждому брату воду из колодца. Особенно он старался для старцев, которые жили далеко от колодца и были не в силах принести себе воды. Однажды, наклонясь над колодцем, преподобный Моисей почувствовал сильный удар в спину и замертво упал у колодца, пролежав в таком положении до рассвета. Так бесы мстили преподобному за победу над ними. Утром братия принесла его в келлию, и он пролежал целый год в расслаблении. Поправившись, преподобный с твердой решимостью исповедал игумену, что он будет продолжать подвизаться, Но Господь Сам положил предел этой многолетней борьбе: авва Исидор благословил ученика и сказал ему, что блудная страсть уже оставила его. Старец велел ему причаститься Святых Таин и с миром идти в свою келлию. С тех пор преподобный Моисей получил от Господа власть над бесами.

Слава о его подвигах распространилась среди иноков и за пределами пустыни. Правитель страны захотел увидеть святого. Узнав об этом, преподобный Моисей решил скрыться от посетителей и ушел из своей келлии. По дороге он встретил слуг правителя, которые спросили его, как пройти к келлии пустынника Моисея. Преподобный ответил им: «Не стоит ходить к этому лживому, недостойному монаху». Слуги возвратились в монастырь, где их ждал правитель, и передали ему слова повстречавшегося старца. Братия, по описанию наружности старца, единодушно признали в нем самого преподобного Моисея.

Проведя много лет в иноческих подвигах, преподобный Моисей был рукоположен во диакона. Епископ облек его в белую одежду и сказал: «Авва Моисей ныне весь бел». Святой ответил: «Владыко, что делает чистым – внешнее или внутреннее?» По смирению преподобный считал себя внутренне недостойным принять сан диакона. Однажды епископ решил испытать его и велел клирикам гнать диакона из алтаря, ругая его недостойным мурином. С полным смирением преподобный принимал бесчестие. Испытав его, епископ посвятил преподобного во пресвитера. В этом сане преподобный Моисей подвизался 15 лет и собрал вокруг себя 75 учеников.

Когда преподобному исполнилось 75 лет, он предупредил своих иноков, что вскоре на скит нападут разбойники и умертвят всех насельников. Святой благословил иноков уйти заблаговременно, чтобы избежать насильственной смерти. Ученики стали просить преподобного уйти вместе с ними, но он ответил: «Я уже много лет ожидаю времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа, сказавшего: “Вси, приимшии нож, ножом погибнут”» (Мф. 26, 52). Тогда с преподобным остались 7 братьев, из которых один, при приближении разбойников, спрятался неподалеку. Разбойники убили преподобного Моисея и оставшихся с ним шесть иноков. Кончина их последовала около 400 года.

  Преподобный Иов Почаевский   скончался 28 октября 1651 года. 28 августа 1833 года мощи преподобного Иова были торжественно открыты для всеобщего поклонения. В 1902 году Святейший Синод определил в этот день обносить святые мощи преподобного Иова вокруг Успенского собора Почаевской Лавры после Божественной литургии.

Собор преподобных отцов Дальних пещер

Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) пещерах почивающих
Празднование 28 августа.

В Дальних Пещерах почивают мощи:
прп. Феодосия Печерского - кенотаф (+ 1074, память 3 мая, 14 августа)
святого младенца, за Христа от Ирода убиенного (часть мощей) (I в., память 29 декабря)
прп. Илариона схимника (+ 1066, память 21 октября)
свт. Амфилохия, еп. Владимиро-Волынского (+ 1122, память 10 октября)
прп. Пимена постника (+ 1141, память 7 августа)
прп. Евфросинии, игум. Полоцкой (частица мощей) (+ 1173, память 23 мая)
прп. Пафнутия затворника (XII в., память 15 февраля)
прп. Пиора затворника (XII-XIII вв., память 4 октября)
сщмч. Лукиана (+ 1240, память 15 октября)
прп. Памвы затворника (+ 1241, память 18 июля)
прп. Афанасия затворника (+ 1264, память 2 декабря)
прп. Аммона затворника (XIII в., память 4 октября)
прп. Анатолия затворника (XIII в., память 3 июля)
прп. Мардария затворника (XIII в., память 13 декабря)
прп. Панкратия затворника (XIII в., память 9 февраля)
прп. Сисоя схимника (XIII в., память 6 июля)
прп. Софрония затворника (XIII в., память 11 мая)
прп. Феодора Молчаливого (XIII в., память 17 февраля)
прп. Агафона чудотворца (XIII-XIV вв., память 20 февраля)
прп. Захарии постника (XIII-XIV вв., память 24 марта)
прп. Кассиана затворника (XIII-XIV вв., память 29 февраля)
прп. Лаврентия затворника (XIII-XIV вв., память 20 января)
прп. Лонгина, вратаря Печерского (XIII-XIV вв., память 16 октября)
прп. Макария диакона (XIII-XIV вв., 19 января)
прп. Мартирия затворника (XIII-XIV вв., память 25 октября)
прп. Моисея чудотворца (XIII-XIV вв., память 28 июля)
прп. Павла Послушливого (XIII-XIV вв., память 10 сентября)
прп. Силуана схимника (XIII-XIV вв., память 10 июня)
прп. Арсения Трудолюбивого (XIV в., память 8 мая)
прп. Ахилы диакона (XIV в., память 4 января)
прп. Вениамина (XIV в., память 13 октября)
св. отрока Геронтия канонарха (XIV в., память 1 апреля)
прп. Григория затворника (XIV в., память 8 января)
прп. Евфимия схимника (XIV в., память 20 января)
прп. Зинона постника (XIV в., память 30 января)
прп. Иосифа Многоболезненного (XIV в., память 4 апреля)
прп. Ипатия целебника (XIV в., память 31 марта)
св. отрока Леонтия канонарха (XIV в., память 18 июня)
прп. Мартирия диакона (XIV в., память 25 октября)
прп. Меркурия постника (XIV в., память 24 ноября)
прп. Нестора Некнижного (XIV в., память 28 октября)
прп. Паисия (XIV в., память 19 июля)
прп. Руфа затворника (XIV в., память 8 апреля)
прп. Тита воина (XIV в., память 27 февраля)
прп. Игнатия, архим. Печерского (+ 1435, память 20 декабря)
прп. Феофила, еп. Новгородского (+ 1482, память 26 октября)
прп. Феодора, князя Острожского (+ ок. 1483, память 11 августа)
прп. Дионисия затворника (XV в., память 3 октября)
свт. Павла, митр. Тобольского (+ 1770, память 4 ноября)
свт. Филарета, митр. Киевского (+ 1857, память 21 декабря)
сщмч. Владимира, митр. Киевского (+ 1918, память 25 января)
святые мироточивые главы.

Преподобный Савва Крыпецкий   был пострижен на Афоне, откуда прибыл в Псков. Он начал подвизаться на Снетной горе в Богородичной обители, близ Пскова, затем перешел в более уединенное место на речку Толву, в обитель преподобного Евфросина (память 15 мая). Наконец, он удалился на совершенное безмолвие в Крыпецкую пустынь, за 15 верст от Толвы, и поселился один при небольшом озере в непроходимом лесу. Пищею отшельника были хлеб и вода, а в среду и пятницу он ничего не вкушал. В отшельнической жизни много он претерпел от нечистых духов, но всегда побеждал их молитвой. Спустя несколько лет уединенной жизни к преподобному Савве стали собираться ревнители пустынной жизни. Они упросили его учредить обитель и построить храм в честь апостола Иоанна Богослова. Преподобный отказался быть игуменом обители и поручил управление иноку Кассиану. К строгому старцу приходили многие из Пскова, которых он исцелял и увещевал, но ни от кого не принимал даров.

Однажды Псковский князь Ярослав Васильевич Оболенский, который часто посещал обитель, приехал к святому вместе с больной супругой. Преподобный Савва послал сказать ему: «Старец, грешный Савва, говорит тебе, князь, не вступай в обитель с княгинею; у нас здесь такое правило – жены не должны входить в обитель: если преступишь отеческую заповедь, княгиня твоя не получит исцеления». Князь просил прощения, что по незнанию хотел нарушить устав. Преподобный Савва вместе с братией вышел за ворота и отслужил молебен. Княгиня исцелела. По ходатайству князя в 1487 году Псков получил грамоту на землю для обители.

Мирян преподобный учил соблюдать чистоту, напоминая о суде Апостольском против сквернителей тела. Богатым и судьям говорил, чтобы не кормились за счет бедных и соблюдали правду. Часто напоминал всем уклоняться от ссор и вражды, сохранять любовь и мир и покрывать ошибки других снисхождением, дабы и нас простили. В обители с самого начала было введено строгое общежитие. И тогда, когда собралось довольно братии и средств, в келье преподобного не было ничего, кроме двух икон, мантии и рогожки, на которую он ложился отдыхать. Той же нищете он обучал братию. Преподобный заповедал им возделывать землю своими руками. Он говорил: «К чему называем мы древних подвижников своими отцами, когда не живем их жизнию, как следует детям. Они бездомные, нищие, проводили время в вертепах, в пустынях и для Господа со всей твердостью покоряли свою плоть духу, не знали покоя ни днем, ни ночью. Возлюбим, дети, благого Господа, не звуками только и одеждою будем показывать любовь нашу к Нему, а делами: любовью друг ко другу, слезами, постом, всяким воздержанием, как совершали это древние отцы».

Благодарный князь построил через мхи и болота мост к обители длиною в 1400 сажен. После своей кончины († 28 августа 1495) преподобный Савва не оставил обители, а много раз оказывал защиту. Однажды ночью к монастырю подошли разбойники. Но они увидели благолепного старца, который, держа в руке жезл, грозно велел им покаяться. Наутро узнали, что в монастыре такого старца не было, и поняли, что это являлся сам преподобный Савва. Предводитель разбойников покаялся игумену и остался жить в монастыре.

Преподобный Савва был высок ростом, с бородой седой, как снег, круглою, густою и не очень долгою. В таком виде он явился в середине ХVI века иноку Исаии, указав, где находятся его нетленные мощи. Тогда же, в 1555 году, по просьбе Крыпецкой братии, псковский священник Василий написал житие преподобного Саввы и ему было установлено празднование.

Праведная Анна Пророчица   происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 лет, до его кончины. После его смерти праведная Анна проводила строгую благочестивую жизнь, «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2, 37). Когда праведной Анне было 84 года, она удостоилась видеть в Иерусалимском храме Младенца Иисуса Христа, принесенного для посвящения Богу как первенца по закону Моисееву. Праведная Анна слышала пророческие слова святого Симеона Богоприимца, сказанные Пресвятой Богородице. Пророчица вместе со святым Симеоном славила Бога, говорила всем, что Мессия явился в мир (Лк. 2, 38).
Память праведной Анны Пророчицы приходится также на 3 февраля, когда она вспоминается с праведным Симеоном Богоприимцем в попразднство Сретения Господня.

Великомученица Шушаника, княгиня Ранская   († 475), была дочерью известного армянского военачальника Вардана. Настоящее ее имя – Вардандухт, в честь отца, а ласкательное – Шушаника. С детских лет святая Шушаника отличалась Богобоязненностью и благочестием.

Она вышла замуж за питиахша (правителя пограничных областей в Грузии) Варскена, который, изменив Христу, стал вероотступником. В восьмой год правления шаха Пероза Варскен отправился в Селевкию-Ктезифон, где была резиденция персидского шаха, и стал маздеистом (огнепоклонником), чтобы угодить шаху. Узнав об этом по возвращении мужа, святая Шушаника не пожелала продолжать супружеской жизни с отступником от Бога. Она оставила дворец и стала жить в небольшой келлии, недалеко от дворцовой церкви. Духовник царицы Яков Цуртавели (впоследствии автор ее жития) повествует, что святая царица, узнав о намерении мужа прибегнуть к силе, исполнилась решимости твердо стоять в вере, несмотря ни на какие уговоры, угрозы и мучения. Отвергнув домогательства Варскена, она 8 января 469 года была подвергнута им избиению и закована в кандалы, а 14 апреля 469 года заключена в темницу крепости, где находилась шесть с половиной лет. «Шесть лет она пробыла в заключении и украсилась добродетелями: постом, бодрствованием, стоянием на ногах, неослабными поклонами и непрерывным чтением книг. Она сделалась духовной цевницей, освящающей и украшающей темницу». К темнице приходило много страждущих, «при этом каждый, по молитвам блаженной Шушаники, получал от человеколюбивого Бога то, в чем он нуждался: бездетные – детей, больные – исцеление, слепые – прозрение». Тем временем Варскен обратил в огнепоклонство детей святой Шушаники, которые переставали навещать заключенную мать. На седьмом году заточения у святой Шушаники открылись на ногах и теле язвы. Джоджик, брат питиахша Варскена, узнав, что блаженная Шушаника приближается к смерти, проник в темницу вместе со своей женой и детьми и просил у святой Шушаники: «Прости нам вину нашу и благослови нас». Святая Шушаника простила и благословила, сказав: «Вся здешняя жизнь мимолетна и непостоянна, как цветок полевой; кто посеял, тот и пожал; кто расточил для нищих, тот собрал; кто пожертвует собой, тот обретет...».

Накануне блаженной кончины святой мученицы ее навестили в темнице Католикос-Архиепископ Грузии Самуил I (474–502), епископ Иоанн и духовник мученицы Яков Цуртавели (в течение всех шести лет он постоянно навещал и утешал заключенную). Придворный епископ Афоц (Фотий) причастил святую Шушанику. Ее последними словами были: «Благословен Господь Бог мой, ибо с миром и легла и заснула». Кончина блаженной мученицы наступила 17 октября, в праздник мучеников бессребреников Космы и Дамиана, и именно в этот день древняя Церковь праздновала ее память.

Мощи святой мученицы Шушаники покоились вначале в храме города Цортага. Цортагский храм через некоторое время перешел в ведение армянского епископа – монофизита, и Католикос-Архиепископ Грузии Самуил IV (582–591) перенес святые мощи Шушаники в город Тбилиси, где они были положены в 586 году в приделе Метехской церкви, с южной стороны алтаря. Вероятно, в связи с этим память святой Шушаники была перенесена с 17 октября на 28 августа.

Священномученик Николай Георгиевский, пресвитер   ро­дил­ся в 1865 го­ду в се­ле Ко­ло­мен­ское На­га­тин­ской во­ло­сти Мос­ков­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Сер­гия Ге­ор­ги­ев­ско­го. По окон­ча­нии в 1886 го­ду Мос­ков­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил в хра­мах Мос­ков­ской епар­хии. В на­ча­ле ХХ сто­ле­тия он слу­жил в Кос­мо-Да­ми­ан­ском хра­ме в по­сел­ке Бол­ше­во Мы­ти­щин­ской во­ло­сти Мос­ков­ско­го уез­да. Храм был вы­стро­ен в кон­це ХVIII сто­ле­тия. В 1900 го­ду ста­ра­ни­ям от­ца Ни­ко­лая и мест­ных бла­го­тво­ри­те­лей был до­стро­ен юж­ный при­дел в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Отец Ни­ко­лай был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и дол­гое вре­мя, вклю­чая и вре­мя го­не­ний от без­бож­ных вла­стей, был бла­го­чин­ным хра­мов Мы­ти­щин­ско­го рай­о­на.
В на­ча­ле 1930 го­да без­бож­ни­кам уда­лось до­бить­ся за­кры­тия Кос­мо-Да­ми­ан­ско­го хра­ма, но ве­ру­ю­щие не со­гла­си­лись с этим и на­пра­ви­ли к вла­стям хо­до­ков с хо­да­тай­ством об от­кры­тии хра­ма. С прось­бой вос­пре­пят­ство­вать уни­что­же­нию хра­ма об­ра­тил­ся к ве­ру­ю­щим и отец Ни­ко­лай, и 15 ап­ре­ля 1930 го­да храм вновь был от­крыт и при­ве­ден в по­ря­док по­сле раз­гро­ма.
В от­мест­ку пред­ста­ви­те­ли вла­сти ста­ли со­би­рать све­де­ния о свя­щен­ни­ке для его аре­ста. Де­жур­ные сви­де­те­ли да­ли сле­до­ва­те­лям необ­хо­ди­мые по­ка­за­ния, ска­зав, что свя­щен­ник об­ра­щал­ся с ам­во­на к ве­ру­ю­щим жен­щи­нам, со­об­щал, что вла­сти хо­тят за­крыть храм, и про­сил по­вли­ять на сво­их му­жей, хо­тя бы те бы­ли и ком­му­ни­сты. Во вре­мя празд­ни­ка Пас­хи в 1931 го­ду отец Ни­ко­лай, по­здрав­ляя ве­ру­ю­щих, ска­зал, что, сла­ва Бо­гу, до­жда­лись, на­вер­ное, боль­ше так не при­дет­ся встре­чать, по­то­му что ком­му­ни­сты жмут.
«В ап­ре­ле 1930 го­да, – по­ка­за­ла од­на из де­жур­ных сви­де­тель­ниц, – я бы­ла ко­ман­ди­ро­ва­на ячей­кой ВКП(б) фаб­ри­ки “1 мая” в цер­ковь се­ла Бол­ше­во, где во вре­мя про­по­ве­ди свя­щен­ник дан­ной церк­ви Ге­ор­ги­ев­ский го­во­рил о рож­де­нии Хри­ста, ку­да вкле­и­вал ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию; на­при­мер, ка­са­ясь рож­де­ния Хри­ста, за­це­пил сло­вом, что вот Иисус Хри­стос кре­стил­ся и всем нам это за­ве­щал, ну, а сей­час лю­ди это не ста­ли при­зна­вать, не ста­ли кре­стить де­тей...»
Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай был аре­сто­ван 14 июля 1931 го­да и за­клю­чен в тю­рем­ную ка­ме­ру при Мы­ти­щин­ском от­де­ле­нии ОГПУ. 26 июля он был до­про­шен. На все во­про­сы сле­до­ва­те­ля отец Ни­ко­лай ка­те­го­рич­но от­ве­тил: «В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю и по­ка­за­ния да­вать от­ка­зы­ва­юсь».
28 июля трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к трем го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан. Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Ге­ор­ги­ев­ский скон­чал­ся 10 сен­тяб­ря 1931 го­да в пе­ре­сыль­ной тюрь­ме в Ал­ма-Ате. Узнав о его смер­ти, дочь ста­ла хло­по­тать о вы­да­че ей сви­де­тель­ства о смер­ти от­ца, чтобы всту­пить в пра­ва на­след­ства до­мом. В от­вет на это трой­ка ОГПУ в до­пол­не­ние к при­го­во­ру о ссыл­ке от­ца Ни­ко­лая по­ста­но­ви­ла кон­фис­ко­вать и остав­ший­ся по­сле его смер­ти дом.

 

Новости соседних регионов по теме:

11 сентября 2024 Фото: храм преподобной Евфросинии Московской Дети из воскресной школы Зюзина при храме преподобной Евфросинии Московской посетили Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
19:45 11.09.2024 Район Зюзино - Москва
11 сентября 2024 года в храме в честь святого преподобного Евфимия Великого д. Шапша Ханты-Мансийского района его настоятель иеромонах Роман (Киселев) провел лекцию для учащихся Средней общеобразовательной школы д.
21:43 11.09.2024 Ханты-Мансийская Митрополия - Ханты-Мансийск
Фото: храм преподобной Евфросинии Московской Дети из воскресной школы Зюзина при храме преподобной Евфросинии Московской посетили Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
09:30 11.09.2024 Газета Каховка - Москва
Ученики воскресной школы при храме преподобной Евфросинии в Котловке посетили Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
22:34 10.09.2024 Район Котловка - Москва
Память преподобного Саввы Крыпецкого Чудотворца отметили сегодня в Иоанно-Богословском Крыпецком монастыре.
16:42 10.09.2024 ГТРК Псков - Псков
Во вторник седмицы 12-й по Пятидесятнице, день обретения мощей прп. Иова Почаевского (1659),
16:22 10.09.2024 Орская Епархия - Орск
Сотрудники исправительной колонии № 35 из посёлка Центральный Чусовского района посетили храм Татианы Великомученицы и почтили память святого преподобного Пимена Угрешского.
11:54 10.09.2024 УФСИН по Пермскому краю - Пермь
9 сентября. Память священномученика Кукши преподобного отца Киево-Печерского, просветителя вятичей.
05:36 10.09.2024 Козельская епархия - Козельск
9 сентября. Память священномученика Кукши преподобного отца Киево-Печерского, просветителя вятичей.
05:35 10.09.2024 Козельская епархия - Козельск
Этот день посвящен памяти праведной Анны Пророчицы, преподобного Саввы Крыпецкого и иеромонаха Моисея Мурина, каждый из которых оставил свой след в духовной жизни православных христиан.
10:27 10.09.2024 Газета Восход - Корсаков
Фото: pxhere.com Православный мир 10 сентября чтит память святой Анны Пророчицы и преподобного Саввы Крыпецкого.
01:01 10.09.2024 Regions.Ru - Ступино
Храм Преподобной Евфросинии Московской приглашает на беседы, посвященные святым отцам.
20:18 09.09.2024 Район Котловка - Москва
9 сентября (25.08) – Преподобного Пи́мена Великого (ок. 450). Преподобных Ку́кши , иеромонаха, и Пи́мена постника, Печерских, в Ближних пещерах (после 1114).
11:00 09.09.2024 Свято-Троицкий женский монастырь - Курск
10 сентября верующие вспоминают о двух святых – Анне Пророчице и Савве Крыпецком.
09:10 09.09.2024 ИА Общественная служба новостей - Москва
21 сентября — храм Рождества Пресвятой Богородицы (с. Цветное). Престольный праздник храма, архиерейское богослужение, экскурсия, трапеза.
10:20 08.09.2024 Астраханская епархия - Астрахань
 
По теме
Осень. Еще стоят теплые дни, и еще обманывает своим изумрудным цветом снова подросшая после покоса трава, но пахнущий морозцем ветер и обильные росы говорят о наступившей осени.
В последние дни сентября сотрудники Пушкинки провели творческий мастер-класс “Осенний ёжик” для воспитанников воскресной школы Свято-Успенского монастыря.
Сведения о личности апостола Кодрата - Женский монастырь Дивеево Апостол от 70-ти Кодрат. Один из раннехристианских апологетов.  Считается наряду с Аристидом самым ранним христианским апологетом.
Женский монастырь Дивеево
Священномученик протоиерей Александр Никольский - Нижегородская епархия Текст Татьяны Гариной 4 октября Русская Православная Церковь отмечает день памяти девяти нижегородских священномучеников-пресвитеров: Иоанна Флерова, Валента Никольского, Александра Белякова, Иоанна Лазарева, Андрея Бенедиктова,
Нижегородская епархия
Литературный час «Тепло любимых рук» - ЦБС Балахнинского района В жизни каждого человека всегда есть, были и будут бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки… И ежегодно в золотую осеннюю пору, мы чествуем тех, кто всегда рядом с нами,
ЦБС Балахнинского района
Экспедиция в глубь веков - Газета Семеновский вестник Деревня Ларионово и окрестные населённые пункты имеют богатую историю. Эти края издавна считались оплотом старообрядческого сообщества, о чём свидетельствуют многочисленные старинные кладбища и святые захоронения,
Газета Семеновский вестник
Елена Нестерина: «Любовь объясняет всё!» - Детская библиотека им. Т.А. Мавриной В роддоме у нее украли рукописи, а любимый мужчина женился на лучшей подруге  — но вернулся много лет спустя… Невероятные истории из жизни Елены Нестериной нашли отражение в ее романах .
Детская библиотека им. Т.А. Мавриной