18 мая. Великомученицы Ирины Македонской. Преподобного Варлаама Серпуховского. Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Иаков Железноборовский
Картинка №26801
Преподобномученик Ефрем Новоявленный
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
18 мая. Великомученицы Ирины Македонской. Преподобного Варлаама Серпуховского. Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Святая великомученица Ирина
Фото: www.logoslovo.ru

5 мая по старому стилю / 18 мая по новому стилю
суббота
Седмица 2-я по Пасхе. Глас 1.
Поста нет.

Вмц. Ирины (I–II).
Обре́тение мощей прп. Иакова Железноборовского. Прп. Варлаама Серпуховского (1377). Прмч. Ефрема Нового (1426).
Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (1878).


Деян., 15 зач., V, 21–33. Ин., 19 зач., VI, 14–27.

Порядок соединения служб по Триоди и Минее указан в главе Типикона «О субботах Пятидесятницы».

Тропарь Недели Антипасхи, глас 7:
Запеча́тану гро́бу,/ Живо́т от гро́ба возсия́л еси́, Христе́ Бо́же,/ и две́рем заключе́нным,/ ученико́м предста́л еси́,/ всех Воскресе́ние,/ дух пра́вый те́ми обновля́я нам,// по вели́цей Твое́й ми́лости.

Кондак Недели Антипасхи, глас 8:
Любопы́тною десни́цею жизнопода́тельная Твоя́ ре́бра Фома́ испыта́, Христе́ Бо́же,/ созаключе́нным бо две́рем я́ко вшел еси́,/ с про́чими апо́столы вопия́ше Тебе́:// Госпо́дь еси́ и Бог мой.

Тропарь мученицы Ирины, глас 4:
А́гница Твоя́, Иису́се, Ири́на/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую/ и сраспина́юся и спогреба́юся Креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю,/ но я́ко же́ртву непоро́чную приими́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́.// Тоя́ моли́твами, я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак мученицы Ирины, глас 4:
Де́вства добро́тами преиспещре́нна, де́во,/ страда́льчеством была́ еси́ красне́йшая, Ири́но,/ кровьми́ твои́ми исте́кшими обагре́на,/ пре́лесть же низложи́вшая безбо́жия.// Сего́ ра́ди и прия́ла еси́ по́чести побе́ды руко́ю Созда́теля твоего́.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Дея. 5, 21-33; Ин. 6, 14-27).   Что прежде Петр и Иоанн говорили властям, то же потом сказали им и все апостолы: "должно повиноваться больше Богу, нежели человекам; Бог отцов наших воскресил Иисуса, которого вы умертвили, повесивши на древе; Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов; свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, которого Бог дал повинующимся Ему". Какая искренность, полнота, определенность и ясность исповедания! Бог так устроил, чтобы Распятому быть Спасителем нашим через оставление грехов в покаянии. Свидетели - апостолы очевидцы и Дух Святый, явно действовавший в них и во всех верующих. Те же свидетели и до наших дней пребывают в силе. Что св. апостолы говорят, это то же, как бы мы сами видели и слышали то своими очами и ушами. И Дух благодати действует непрерывно в св. Церкви, в чудотворениях, в обращении грешников и, особенно, в претворении прилежно работающих Господу, в их освящении и исполнении очевидными благодатными дарами. Последнее придает большую силу первому, и оба вместе сильны образовать крепкое убеждение в истине Христовой, во всех душах истинолюбивых. Благодарение Богу истины, истину Свою так ясно нам являющему!.

Святая великомученица Ирина

Святая великомученица Ирина   жила на рубеже III—IV вв. Она была дочерью Ликиния, царя Магедонской области в Персии, и до кре­щения носила имя Пенелопа. Девочка была необычайно красива, поэтому царь, желая уберечь ее от пагубного влия­ния внешнего мира, запер шестилетнюю Пенелопу в высокую недоступную башню. Там она жила в невообразимой роско­ши и удобстве. Ей прислуживали тринадцать горничных. Ее воспитанием занимался мудрый старец по имени Апелиан.

Прошло несколько лет. Однажды девушка увидела, как голубь влетает в башню, держа в клюве оливковую ветвь. Го­лубь положил ветку на золотой стол. Затем прилетел орел, держа в когтях цветочный венок, и положил его рядом. Наконец черный отвратительный ворон принес змею. Пенело­па попросила учителя объяснить смысл знаков. Тот раскрыл ей, что она крестится, о чем свидетельствует оливковая ветвь, и что после многих испытаний и скорбей завоюет царский венец мученицы.

Скоро после видения Ангел обучил девушку христианской вере и дал ей имя Ирина, что означает «мир». После креще­ния Ирина сокрушила идолов отца и мужественно выступи­ла против его угроз. В ярости Ликиний велел бросить дочь под ноги диким коням. Но один из коней обернулся против царя и растоптал его. Воскрешенный молитвами дочери, Ликиний обратился в христианство вместе со многими поддан­ными. Он отказался от царства и уединился в башне, где про­вел оставшуюся жизнь в покаянных слезах.

Его преемник Седекия несколько раз пытался вернуть царевну в идолопоклонство. Но она упорно отказывалась. Тогда он бросил ее в ров, наполненный змеями. По воле Божией Ирина избежала этого испытания также, как и других истязаний, и обратила многих язычников в истинную веру.

Враги Седекии свергли его с трона. Чтобы отомстить, его сын Сапор отправился воевать. Но и он сам, и его вой­ско были поражены слепотой, и им пришлось остановить­ся. Они встретили за городом Ирину, и святая исцелила их всех от телесной слепоты. Однако душевная слепота оста­лась, и Сапор с приближенными предал ее новым истязани­ям: молодую деву нагрузили песчаным мешком, пронзили ей ноги гвоздями и заставили пройти почти пять километров. В наказание за такое оскорбление святой земля разверзлась перед войском и поглотила множество неверных. Среди тех, кто остался в живых, тридцать тысяч обратились в христи­анство. Один царь остался непоколебимым и за это был на­казан Ангелом.

Будучи отныне свободной, Ирина обошла город Магедон с проповедью Благой Вести и привлекла ко Христу множе­ство горожан. Затем она отправилась в город Каллиник (в Се­верной Месопотамии, на берегу Евфрата, известный также как Ракка), где превозмогла все пытки, которым ее подвер­гали. Она обратила все население к вере, включая префекта, которому царь поручил ее пытать.

Слава о св. Ирине дошла до персидского царя Сапора. Он ее призвал и обезглавил. Но Ангел вернул Ирину к жизни, чтобы она могла довести свою миссию до конца. Она пошла в город Месемврию, держа в ру­ке оливковую ветвь в знак по­беды веры над властью смер­ти. Окрестив царя той земли, св. Ирина вернулась на роди­ну, затем перешла в Ефес, где в подкрепление своей проповеди совершила чудеса, достой­ные апостолов.

Окончив миссионерские труды, святая в сопровожде­нии учителя Апелиана и шес­терых учеников направилась к выкопанной могиле. Вой­дя туда, она велела закрыть могильную плиту и вернуть­ся за ней только через четыре дня. Два дня спустя Апелиан пришел туда, нашел отвален­ную плиту и пустую могилу.

Иаков Железноборовский

Иаков Железноборовский   (+ 1442), игумен, преподобный.
Память 11 апреля в день кончины, 5 мая в день обретения мощей и в Соборе Радонежских святых
Сын бояр Аносовых (Амосовых), имевших земли в Галиче Костромском, родился во второй половине XIV века.

Юношей он пришел к преподобному Сергию Радонежскому, принял от него монашеский постриг и несколько лет жил в Троицкой обители.
В 1392 году преподобный Иаков поселился в глухом лесу у железных рудников, в месте, которое называлось Железный Борок, на берегу речки Тебзы. Святость его жизни была известна уже современникам. В 1415 году супруга великого князя Василия Дмитриевича (1389-1425) София Витовтовна (в монашестве Синклитикия; + 1453) тяжело болела перед родами. Великий князь посылал к преподобному Иакову просить, чтобы он помолился о его жене, и спрашивал, будет ли она жива. Преподобный велел молиться святому мученику Лонгину и предсказал благополучное рождение сына Василия ая..

Признательный князь Василий Дмитриевич щедро одарил преподобного Иакова и дал ему средства построить на месте подвигов монастырь с храмом во имя святого пророка Иоанна Предтечи. В 1429 году казанские татары опустошали окрестности Галича. Преподобный Иаков с учениками скрылся в глухих лесах. Возвратившись, они нашли обитель в развалинах. Все пришлось восстанавливать заново. Преподобный построил храм во имя святителя Николая, выкопал вместе с братией пруды. По примеру Троице-Сергиева монастыря в обители было введено строгое общежитие. Множество голодных и бедных людей, разоренных татарами, кормилось в монастыре.

После многих лет совместных подвигов иноки просили преподобного быть их игуменом. Он смиренно покорился их просьбе и поехал в Москву, где был облечен священным саном.

В числе его учеников был преподобный Иаков Брылеевский.

Скончался преподобный глубоким старцем 11 апреля 1442 года и был погребен в Предтеченской церкви основанной им обители. Нетленные мощи святого были обретены 5 мая 1613 года и прославились чудотворениями.

Преподобный Варлаам   был строителем и первым настоятелем Владычнего монастыря. Еще при жизни имел дар чудотворения и удостоился видения Матери Божией. С его именем связано явление двух чудотворных икон Божией Матери: «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых» и «Неупиваемая Чаша».

Сведения о преп. Варлааме сохранила писаная на доске летопись «О зачатии Владычнего монастыря еже есть в Серпухове», до начала XX века хранившаяся в обители. Откуда был родом Варлаам и кто его родители — неизвестно, повесть о жизни Варлаама начинается с 1360 года. Не сохранилось сведений, когда и где принял Варлаам иноческий постриг. Летопись Владычнего монастыря называет его «постриженником пустынным». При каких обстоятельствах Варлаам стал келейником свт. Алексия, летопись не упоминает, но отмечает, что украшенного добродетелями пустынножительства инока Варлаама свт. Алексий «велми любя, занеже бояся Бога Живый и в покорении Ему». Промыслом Божиим пребывая рядом со свт. Алексием, Варлаам оказался вблизи главных и, порой, весьма непростых событий церковной и политической жизни того времени. Можно предположить, что келейник сопровождал митрополита в его поездках по епархии и, возможно, в Орду в 1357 году и был свидетелем его подвигов и трудов, которым старался по мере сил подражать. Несомненно, что Варлаам находился рядом со свт. Алексием и в период почти двухлетнего пребывания его в Киеве, так как события, с которых начинается повествование летописи Владычнего монастыря, происходили вскоре после возвращения митрополита в Москву.

«Однажды в 1360 году, в то время когда святитель Алексий исполнял обычное правило, диакон Герасим читал кондаки и икосы. Едва святой Алексий проговорил всепетую песнь, как необыкновенный свет озарил его келию. Все ужаснулись, услышав от иконы Пресвятой Богородицы голос: „Алексий, подобает тебе монастырь поставити имени моему, купно же и себе в память“. Святитель размышляя об этом событии, не зная, что делать. По окончании же келейного правила он ушел во внутреннюю свою келию и начал там молиться и преклонять колена пред иконой Владычицы Пресвятой Богородицы, прося изъяснить ему это чудесное явление. И вот в то время опять слышан был голос: „Алексие, Алексие, построй монастырь во имя Мое“. Он же сказал: „Владычице! Где же будет монастырь во имя Твое? Я не знаю где его построить?“ И опять слышан был голос: „В пределах града Серпухова; тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим“. Святитель, повинуясь воле Божией и Владычицы Богородицы, посылает упомянутого преподобного Варлаама осмотреть место для монастыря и приказывает донести ему, когда отыщет такое место, для того, чтобы осмотреть его собственными глазами. Варлаам же, найдя такое место, остался переночевать там. И вот в нощи он слышит необыкновенный звон и гремение сосудов железных и медных. Это заставило его подумать, что здесь именно угодно Богу имети монастырь. Варлаам с радостью возвратился рассказать об этом свт. Алексию. Рад был этому и святитель. Чрез несколько дней он снова послал Варлаама приготовить все нужное для постройки. Пред уходом Варлаама в дорогу святитель творил напутственный молебен. Едва он кончил отпуст, как Варлаам упал и испустил дух. При виде этого св. Алексий обратился к образу, от которого был слышан голос, и воскликнул: „О Владычице! Зачем угодно Тебе взять от меня строителя дома Твоего? Печаль моя болезнию во ад сниде. Без него кто дом Твой устроит? И аз не вем кого послати!“ И был к нему голос: „Алексие, возьми Варлаама за руку и возстави, он послушает тя“. Тот взял его за руку и Варлаам встал весь в слезах. Святитель стал допытываться о причине его плача. Тот отвечал ему на это: „Молютися, да не нудиши мя поведати дондеже до смерти. При смерти бо ти повем“.

После того Варлаам был отправлен в путь. Немного спустя и сам св. Алексий пришел в Серпухов, осмотрел многие места в окрестности и остался недоволен выбором Варлаама. Но опять ночью на том же месте слышал тоже, что и Варлаам, а еще слышен был голос: „Здесь монастырь постави!“ Святитель повиновался, велел заложить деревянную церковь, Варлаама же назвал строителем. А затем в 1362 году была построена и каменная церковь в честь Введения Богородицы во храм с трапезою, которую освятил святитель Алексий. Варлаам был строителем в монастыре 15 лет и потом ослеп. Потеряв зрение, он прожил еще два года, и когда приблизилось время его кончины, он послал к святителю Алексию и просил сказать ему: „Сам ты соорудил монастырь, и церкви сам освятил, молютися, и мене погреби своими руками“.

Св. Алексий скоро пришел в Серпухов. Найдя Варлаама слепым и болезненным, он вспомнил обещание преподобного и стал допытываться от него, говоря: „Брате Варлааме! Господа ради, повеждь ми яже обещася прежде сего поведати, — бывшее до зачатия сего монастыря“. „Не могу словом поведати, — отвечал Варлаам, — занеже страшно бе, а писанием возвестити не могу — не вижу“. Св. Алексий велел диакону принести перо, чернил и хартию и сотворил вместе со всеми молитву; и вот вдруг Варлаам прозрел, взял перо и начал писать: „Почто монастырь наречется Владычен, а не Алексеевский, занеже Владычицу видех и все бысть Ея промыслом“. И затем продолжал: „Егда падох, — видех: ангелы держат монастырь, и Захария во дверех церковных стояща и Богородицу с родителями Ея входящу; Захария же Богородицу приим и посадив на третией степени“.



В это время необыкновенный свет озарил келию Варлаама и он, оставив писало, сказал: „Приведите ко мне брата Гедеона“. Гедеон же был слеп. Варлаам возложил свою руку на его голову и сказал: „Со мною ты ослеп, со мною и прозри!“ И Гедеон прозрел.

„Аз же днесь отхожу, — продолжал Варлаам, — ты же поживши три недели и покаяние приложив к покаянию, приходи ко мне, хотя и не хочешь; я приму тебя с радостию. Ты преставишься в церкви Божией во время перенесения Честных Даров“. Гедеон воскликнул, обратясь к нему: „Пощади, молютися, не готов есмь“. Варлаам же сказал: „Готов есмь уже“, — и, поцеловавши святителя, преставился с миром 5 мая 1377 года (по др. сведениям - в 1392 году). Св. Алексий совершил над ним обычное погребение. Варлаам по своему завещанию был погребен на церковной паперти, потому что сам однажды сказал: „Погребите мя дабы всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы“; и это завещание велел блюсти в память имени его. По предречению святого Варлаама преподобный Гедеон прожил три недели и во время перенесения Честных Даров поклонился и почил о Господе. Он был погребен близ святого Варлаама».

В том же году по распоряжению свт. Алексия для Серпуховского Владычнего монастыря написана была икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» по образу видения преп. Варлаама Серпуховского. Эта икона, помещенная в соборном храме, построенном иноком Варлаамом, в продолжение многих веков была главной святыней монастыря и почиталась всецерковно, как чудотворная (празднование 21 ноября).

Древняя Владычняя летопись умолчала о том, как Варлаам руководил братством обители в иноческих подвигах. Но, конечно, не об одном устройстве монастырских зданий заботился первый ее строитель, тем более что из уст святителя Алексия слышал он слова Владычицы: «Возлюбих бо место сие на спасение многим душам человеческим». Потому больше забот и трудов положил Варлаам на нравственное, чем на материальное благоустройство монастыря. Можно справедливо заключить, что воспитанный в келии свт. Алексия, у него поучался Варлаам строгому монашескому благочестию, труду с упованием и верою, духовному преуспеянию, и его дух старался поселить во вверенных его руководству иноках.

Не сохранилось сведений, по какому уставу жили подвизающиеся «на месте сем святе». Однако же, можно полагать, что этот устав близко подходил к правилам общежития, установленным в монастыре преп. Сергия. Во время настоятельства Варлаама святой игумен мог сам наставлять братию Владычней обители. Впервые это могло произойти в начале зимы 1374 года, когда преподобный Сергий Радонежский пришел в Серпухов по приглашению Серпуховского князя Владимира Андреевича, пожелавшего своим попечением устроить еще одну духовную крепость на границе московского княжества. Серпухов был тогда еще небольшим деревянным, слабо укрепленным городком, и только у заснеженных окских лугов на фоне сосновой рощи поднимались белокаменные храмы Владычнего монастыря, что и на Москве тогда было большой редкостью. Трудно представить, что смиренный пустыннолюбивый старец не поспешил в обитель, основанную свт. Алексием, с которым его соединяла святая дружба.

Через год после посещения преп. Сергием града Серпухова Варлаам ослеп, к тому же здоровье его начало слабеть от многочисленных болезней. Несмотря на это, он еще более умножил труды иноческого делания и с великим смирением и покорностью воле Божией продолжал исполнять возложенное на него свт. Алексием руководство братией. До самой кончины преп. Варлаам собственным примером старался укоренить в своих учениках слова преп. Сергия о многотрудности иноческой жизни: «Знайте, что прежде всего место это трудно, голодно и бедно; готовьтесь не к пище сытной, не к питию, не к покою и веселию, но к трудам, поту, печалям, напастям».

О чем говорил преп. Варлаам, напутствуя иноков и давая им последнее благословение, неизвестно. Но оставаясь кротким послушником свт. Алексия, надо полагать, вполне мог повторить поучение своего духовного отца и учителя, которому следовал долгие годы иноческого служения Господу: «Имейте, дети, в сердцах своих страх Божий: ибо при нем человек может стяжать всякую добродетель. Имейте в уме своем смерть, воскресение, суд и воздаяние каждому по делам».

Со времени блаженной кончины строителя монастыря инока Варлаама его мощи, лежащие под спудом в соборном храме, почитались братией святыми.

Почитание
В монастырском синодике (с 1588 г.) и в рукописной летописи монастыря, «писанной на дске, полууставом, в два столбца», и других документах монастырского древнехранилища церковные археологи находили данные, позволяющие отнести почитание инока Варлаама еще к XVI столетию.

К концу XVIII века древний Владычный монастырь, потеряв после секуляризации церковных и монастырских земель средства к существованию, пришел в совершенный упадок и запустение, пока по указу митрополита Московского Платона (Левшина) в 1806 году не был преобразован в женский общежительный монастырь. Во второй половине XIX века по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) разбираются и изучаются монастырские архив и ризница, и находятся новые свидетельства о древнем почитании инока Варлаама. Например, на священнической ризе, датированной московскими специалистами началом XVII века, нашли вышитый образ преподобного Варлаама, где он изображен в мантии без куколя, с венцом вокруг головы с надписью: «Чудо преподобного Варлаама от Пресвятыя Богородицы». По свидетельству одной схимонахини в 1806 году при ремонте пола в Введенском соборе под гробницей в деревянном срубе, видно было нетленное тело преподобного. К сожалению, многие ценные документы и в том числе рукопись жития преподобного Варлаама были утеряны на рубеже XVIII-XIX вв. в процессе преобразования монастыря из мужского в женский. Согласно сведениям очевидцев в это время многие монастырские древности были куплены раскольниками и, в частности, древняя книга записей исцелений от гробницы преподобного Варлаама, которая исчезла из обители в 1805 году.

Чудесное избавление Серпухова и его окрестностей от губительной болезни холеры в 1848 году предстательством Пресвятой Богородицы, обратило внимание на древние святыни Высоцкого и Владычнего монастырей и, особенно, на гробницу преподобного Варлаама, от которой происходили многочисленные исцеления, в том числе и неизлечимо больных людей. Указом московского митрополита Филарета городской благочинный и благочинный уездных монастырей внимательно следили за событиями во Владычней обители и докладывали обо всем Епархиальным властям. До настоящего времени в фондах Серпуховского историко-художественного музея и в собрании документов Московской Духовной Консистории в Центральном историческом архиве Москвы сохранились записи о чудотворной силе преподобного Варлаама, акты об исцелениях, справки из лечебных учреждений о состоянии больных и другие свидетельства благодатных даров угодника Божия.

Незадолго до своей кончины, митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), послал подробный отчет о событиях во Владычнем монастыре г. Серпухова Святейшему Правительствующему Синоду, в котором, перечисляя все действия московских епархиальных властей, не подвергал сомнению происшедшие чудесные исцеления по записям очевидцев, подчеркивая, что «записи ведутся безпристрастно».

С разрешения московского святителя на месте погребения инока Варлаама была поставлена новая рака, «над которой устроен балдахин и вокруг самой раки ступень чугунная и медная решетка».

Преподобный Варлаам Серпуховской благоговейно почитался сестрами обители и многочисленными паломниками вплоть до закрытия монастыря в 1918-1919 г.г. Затем на территории обители расположилась школа «Красных военлетов», до 1978 года объект был закрыт для посещения.

В 1995 году по милости Божией во Владычнем монастыре была возрождена монашеская жизнь. В начале 1996 года по рассказам очевидцев на прежнем месте была восстановлена гробница преподобного Варлаама, возле нее было возжена неугасимая лампада. Вскоре у гробницы и от святого масла из лампады стали совершаться исцеления.

18 мая 2000 года в день преставления преподобного Варлаама состоялось восстановление его почитания как местночтимого святого Московской епархии.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года его имя включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Старинное описание гробницы преп. Варлаама
Строитель монастыря преп. Варлаам, как говорится в летописи, «погребен бысть в паперти церковней». По монастырской описи 1857 года рака (гробница) преподобного Варлаама находилась на южной стороне в трапезной Введенского собора, «при входе из оной в настоящую церковь». Преп. Варлаам погребен здесь по особенному завещанию своему: «занеже он сам некогда глагола: погребите мя, дабы всегда зрел церковь Пресвятые Богородицы».

Гробница преп. Варлаама — «каменная со следующей в передней стороне надписью: „Лета 6885 года мая в 5 день преставися раб Божий первый начальник святой обители сея отец строитель Варлаам, келейник святителя Алексия митрополита, погребен на сем месте“. Сверх оной каменной, деревянная, столярной работы с резьбою позолоченною, а гладь покрыта зеленой краскою. Наверху гробницы изображение преподобного Варлаама иконного писания, мерою в вышину 2 аршина 5 с половиной вершков и в ширину 1 аршин 4 вершка». В подножии гробницы поставлена древняя икона Введения Богоматери.

Преподобномученик Ефрем Новоявленный

Ефрем Новый (Новоявленный), Новомакрийский, Неамакринский   (1384 - 1426), иеромонах, чудотворец, преподобномученик
Память 5 мая, 21 декабря (обретение мощей в 1950 году; Греч.)

В миру Константин Морф, родился 14 сентября 1384 года в многодетной (7 детей) семье в Трикале, на территории современной Греции. В раннем возрасте лишился отца. В 14 лет по воле матери он ушёл из семьи, чтобы избежать участи быть забранным в войско янычар. Поступил в монастырь Благовещения на горе Амомон (τῶν ᾿Αμώμων, т. е. Непорочных) близ Неа-Макри в Аттике, где принял постриг и священный сан. Там в монашеских подвигах он провел 27 лет.

14 сентября 1425 года монастырь был разорён разбойниками-мусульманами, монахи были убиты. Святой Ефрем не пострадал, так как в этот момент отсутствовал, а вернувшись в обитель, похоронил убитых собратьев и продолжил в нём жить. Через год турки захватили Ефрема и жестоко пытали, желая узнать о сокровищах монастыря. По другим сведениям, святой тогда же был пленён и в течение восьми месяцев претерпевал истязания, вынуждаемый к отречению от Христа.

Скончался в муках 5 мая 1426 года в возрасте 42 лет:, его распяли вниз головой на дереве и проткнули большой горящей головнёй. Это дерево сохранилось до настоящего времени, сейчас оно находится внутри часовни.

3 января 1950 года игумения Макария, возродившая монастырь, обрела благоухающие останки неизвестного подвижника. Пребывая в недоумении, игумения горячо молилась, чтобы Господь открыл ей, кому принадлежат эти мощи. Через некоторое время святой Ефрем несколько раз являлся ей (а также другим сёстрам и мирянам) во сне и наяву, рассказав о своей жизни и мученической кончине.

С тех пор монастырь называется обителью преподобномученика Ефрема Новоявленного Чудотворца и является местом паломничества многочисленных верующих. Предстательством подвижника совершались многие чудеса, что способствовало росту его почитания в Греции. В архиве монастыря хранятся письма, повествующие о чудесной помощи святого. К 1999 г. было собрано 124 таких свидетельства.

Элладская Православная Церковь неоднократно обращалась к Константинопольской Патриархии с инициативой канонизации преподобномученика.

2 марта 2011 года Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил преподобномученика Ефрема Нового к лику святых.

Служба святому Ефрему составлена монахом Герасимом Микраяннанитом. Память празднуется 2 раза в год: в день преставления (5 мая) и в день обретения мощей (3 января н. ст.).

28 декабря 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить имя святого в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования его памяти 5/18 мая, в день мученической кончины.

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»   по иконографии относится к типу «Оранта» – Богоматерь изображена с воздетыми вверх руками, перед Ней – Богомладенец, стоящий в чаше. Это Чаша Причащения – неистощимый источник духовной радости и утешения. Пресвятая Богородица молится за всех грешных и возвещает, что каждому страждущему уготована Неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия.

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»


Появлению этой иконы предшествовало необычное происшествие, произошедшее в 1878 году в Тульской губернии. Некий отставной солдат был одержим страстью к пьянству. Он пропивал все, что у него было, и вскоре стал нищенствовать. От злоупотребления алкоголем у него отнялись ноги, но это не остановило его и он продолжал пить. Как-то во сне бывший солдат, а ныне крестьянин, увидел старца, который приказал ему идти в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы, где находилась икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», и отслужить перед ней молебен. Не имея ни гроша, с отнявшимися ногами, крестьянин не мог отправиться в путь. Но святой старец во второй и третий раз явился ему и грозно повелел исполнить сказанное. На четвереньках отправился отставной солдат в Серпухов. В одном из селений, которые лежали на пути, он остановился для отдыха. Чтобы облегчить боль и страдания путнику, старушка-хозяйка растерла ему ноги и уложила на печь. На следующий день солдату полегчало, но хозяйка оставила его еще на одну ночь, снова растерев ему больные ноги. Опираясь на две, а потом и на одну палку, крестьянин потихоньку дошел до Серпухова.

Во Владычнем монастыре он рассказал о своих дивных сновидениях и попросил отслужить молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Но его просьба привела в замешательство насельниц монастыря: никто в обители не знал такой иконы. Лишь через некоторое время они нашли иконку, висевшую в проходе из храма в ризницу. На оборотной стороне ее была надпись «Неупиваемая Чаша»... В лике же ученика святителя Алексия – преподобного Варлаама – крестьянин сразу же узнал явившегося ему во сне святого старца. Домой из Серпухова отставной солдат возвратился уже свободным от своей пагубной страсти.

Весть о чудотворной иконе быстро распространилась по всей России. Люди, страдавшие от пьянства, их родные и близкие спешили вознести молитвы к Пресвятой Богородице об исцелении от недуга, многие приходили уже после, чтобы возблагодарить Владычицу за Ее великую милость.

Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия – в соборе Николы Белого на Калужской улице. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.

В 1993 году в Серпуховском Высоцком мужском монастыре, а в 1995 – в возрожденном Владычнем монастыре были сделаны списки чудотворной иконы, при этом были сохранены все пропорции и академический стиль, характерный для подлинника. Все это послужило началом возрождения почитания чудотворной иконы после долгих лет богоборчества.

Поклониться иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» едут со всех уголков России и других стран. Славится чудотворная икона скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения. Замечено, что икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни человека, приводит его к осознанию своих грехов, покаянию, возвращает к благочестивой жизни.

К сожалению, точно не известен тот день, в который икона была явлена. В XIX веке празднование в честь иконы «Неупиваемая Чаша» совершалось 27 ноября – в один день с иконой Божией Матери «Знамение», так как обе эти иконы схожи по иконографии.

В конце XX века, после восстановления почитания иконы «Неупиваемая Чаша», ее празднование было приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского – 5 мая, так как явление чудотворной иконы произошло через предстательство этого святого. В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 5 мая.
.

 

Ещё новости о событии:

Царица Небесная в день чествования Ее святой иконы «Неупиваемая Чаша» устроила так, что Божественную литургию в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря была совершена архиерейским чином.
17:03 18.05.2024 Женский монастырь Дивеево - Арзамас
Текст и фото благочиния города Арзамаса 17 мая в благочинии города Арзамаса прошел традиционный крестный ход с иконой «Неупиваемая Чаша», которой молятся об исцелении от недуга алкогольной зависимости, наркомании,
12:04 18.05.2024 Нижегородская епархия - Нижний Новгород
Царица Небесная в день чествования Ее святой иконы «Неупиваемая Чаша» устроила так, что Божественную литургию в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря была совершена архиерейским чином.
10:02 18.05.2024 Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь - Нижний Новгород
Сведения о преп. Варлааме сохранила писаная на доске летопись «О зачатии Владычнего монастыря еже есть в Серпухове», до начала XX века хранившаяся в обители.
05:21 18.05.2024 Женский монастырь Дивеево - Арзамас
Иаков Железноборовский - Женский монастырь Дивеево
5 мая по старому стилю / 18 мая по новому стилю суббота Седмица 2-я по Пасхе.
15:25 17.05.2024 Женский монастырь Дивеево - Арзамас

Новости соседних регионов по теме:

Чин освящения провел митрополит Тверской и Кашинский Амвросий Владыка освятил построенный храм и возглавил службу.
18:31 19.05.2024 Комсомольская Правда - Тверь
Сарай на территории Свято-Рождественского монастыря (Большая Московская, 68) загорелся в районе 14:20.
15:30 19.05.2024 6tv.Ru - Владимир
15 мая 2024 года учащиеся Остинской школы деревни Ершово Псковского района, в сопровождении настоятеля храма святых апостолов Петра и Павла (с Буя) города Пскова иерея Алексия Короплясова,
16:16 19.05.2024 Псковская епархия - Псков
19 мая, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, митрополит Орловский и Болховский Тихон возглавил Божественную литургию в Свято-Введенском женском монастыре города Орла.
15:11 19.05.2024 Орловская и Ливенская епархия - Орел
18 мая Святая Церковь чтит и празднует день иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
13:10 19.05.2024 Севастопольское Благочиние - Севастополь
15 мая во Владимирском храме города Нерехты, который является подворьем Иаково-Железноборовского мужского монастыря,
01:01 19.05.2024 Костромская епархия - Кострома
18 мая 2024 года коломенские паломники поклонились святыням Москвы. Они посетили храм Святого Духа на Лазаревском кладбище и Покровский монастырь,
00:08 19.05.2024 Московская Епархия РЦП - Подмосковье
18 мая 2024 года прихожане Иоанно-Богословского храма г. Коломна в сопровождении настоятеля священника Димитрия Варламова совершили паломническую поездку в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь г. Боровск,
00:04 19.05.2024 Московская Епархия РЦП - Подмосковье
18 мая 2024 года митрополит Омский и Таврический Дионисий совершил Божественную Литургию в храме иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша” г. Омска.
01:44 19.05.2024 Епархия - Омск
19 мая 2024 года, в Неделю святых Жен-мироносиц, в Успенский кафедральный собор г. Ярославля из Свято-Введенского Толгского женского монастыря будет принесена Толгская икона Божией Матери.
20:28 18.05.2024 Ярославская епархия - Ярославль
Сегодня тысячи серпуховичей, гостей округа и паломников чествовали чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая чаша» в Высоцком и Владычнем монастырях.
18:22 18.05.2024 Администрация г. Серпухов - Серпухов
В день памяти иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», 18 мая, по благословению епископа Выборгского и Приозерского Варнавы, священноархимандрита монастыря,
16:54 18.05.2024 Коневский мужской монастырь - ЛенОбласть
Вечером 16 мая 2024 года икона Казанской Божией Матери прибыла в Богородице-Рождественский мужской монастырь г. Владимира.
16:20 18.05.2024 Владимирская епархия - Владимир
Воспитанники Воскресной школы Никольского собора Порхова совершили паломническую поездку в Великий Новгород.
17:02 18.05.2024 InformPskov.Ru - Псков
11 мая 2024 года воспитанники Воскресной школы Никольского собора города Порхова вместе со своим руководителем иереем Константином Кузнецовым совершили экскурсионно-паломническую  поездку в город Великий Новгород.
16:30 18.05.2024 Псковская епархия - Псков
«Неупиваемая Чаша» — икона, прославившаяся всего полтора века назад. За это время она успела исчезнуть, была восстановлена и полюбилась многим верующим.
12:01 18.05.2024 Волгоградская епархия - Волгоград
18 мая 2024 года Церковь отмечает день почитания Иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша», перед которой верующие молятся о помощи в избавлении от зависимостей — алкоголизма, наркомании и курения.
11:30 18.05.2024 ИА ВК Пресс - Краснодар
18 мая, память святой великомученицы Ирины Македонской, иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Божественную литургию в нашем храме совершил иерей Афанасий Огерук.
11:02 18.05.2024 Храм св. вмц. Екатерины - Москва
18 мая Высоцком и Владычном монастырях проведут праздничную литургию, посвящённую 146-летию обретения чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
08:40 18.05.2024 Smitanka.Ru - Серпухов
18 мая Высоцком и Владычном монастырях проведут праздничную Литургию, посвящённую 146-летию со Дня обретения чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
00:54 18.05.2024 Администрация г. Серпухов - Серпухов
 
По теме
Текст и фото Балахнинского благочиния Нижегородской епархии 2 сентября благочинный Балахнинского округа Нижегородской епархии иерей Александр Жучков принял участие в праздновании Дня знаний в Нижегородском кадетском к
Министерство культуры Российской Федерации одобрило заявку на финансирование подготовки рабочей документации и проведение первоочередных противоаварийных и консервационных работ на двух объектах культурного наследия,
В Никольском соборе Автозаводского благочиния прошел праздник первой исповеди - Нижегородская епархия Текст и фото Автозаводского благочиния Нижегородской епархии 8 сентября в соборе в честь святителя и чудотворца Николая, расположенном на территории Автозаводского благочиния Нижегородской епархии,
Нижегородская епархия
11DSC_1166 - Воскресенское благочиние 08 сентября в Воскресенском благочинии Нижегородской епархии на территории храма в честь преподобного Антония Великого состоялся двенадцатый фестиваль колокольного звона «Антониевские перезвоны».
Воскресенское благочиние
Благоустройство сквера у Зачатьевской башни Нижегородского кремля завершено - Единая Россия Функциональное наполнение пространства оставили прежним, заменив старые элементы благоустройства и дополнительно озеленив территорию В Нижнем Новгороде завершили благоустройство сквера у Зачатьевской башни в рамках фе
Единая Россия
Более 14 тысяч зрителей собрал в этом году проект «Всем двором»  в Нижнем Новгороде - Администрация г. Нижний Новгород В Нижнем Новгороде завершился городской социальный проект «Всем двором». В этом году он собрал более 14 тысяч зрителей на почти восьми десятках дворовых площадках районов города.
Администрация г. Нижний Новгород